Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления




Скачать 99.57 Kb.
НазваниеРазъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
Дата конвертации03.02.2013
Размер99.57 Kb.
ТипДокументы


РАЗЪЯСНЕНИЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ФЕДЕРАТИВНОМУ УСТРОЙСТВУ И ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
О порядке применения части 5 статьи 43 Федерального закона от
6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г.
№361-Ф3)


9 февраля 2012 г. № 3.20-6/56
В связи с поступающими обращениями относительно порядка применения части 5 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №361-ФЗ) Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает необходимым дать следующее разъяснение.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №361-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был внесен целый ряд изменений, направленных на совершенствование правового регулирования организации местного самоуправления в нашей стране.

В числе прочего, из части 5 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3, посвященной муниципальным правовым актам, издаваемым председателем представительного органа, было исключено указание на подписание председателем представительного органа только тех решений представительного органа муниципального образования, которые не имеют нормативного характера. Необходимость данной новеллы объясняется имевшими место ситуациями, когда решение представительного органа, которым принимался муниципальный правовой акт, подписывалось исключительно главой муниципального образования, исполняющим полномочия главы местной администрации. Таким образом. действующая редакция части 5 ст. 43 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 предусматривает подписание председателем представительного органа всех решений, принимаемых представительным органом муниципального образования, вне зависимости от характера их содержания и вопросов, по которым они были приняты.

В связи с этим необходимо учитывать, что природа решений, принимаемых представительным органом муниципального образования, по своей сути является ненормативной. Основная функция решений - придание процессуальной формы волеизъявлению депутатов представительного органа муниципального образования. Вместе с тем, эта воля может быть направлена и на установление норм права. В этом случае законодатель оперирует понятиями «правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования» (часть 3 ст. 43), «общеобязательные правила» (абз. 18 части 1 ст. 2), «нормативный правовой акт, принятый представительным органом» (часть 13 ст. 35). При этом во всех случаях речь идет не о форме принимаемых представительным органом муниципального образования актов - это всегда решение, а об их нормативно-правовом компоненте.

В законотворческой практике государственных органов - Федерального Собрания Российской Федерации, а также законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - принятие этими органами законов оформляется соответствующими постановлениями (см., например, часть 1 ст. 126 Регламента Государственной Думы, пункт 4 ст. 7 Федерального закона
от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Юридическими фактами, знаменующими завершение законотворческой процедуры, является подписание и обнародование закона: федерального закона - Президентом Российской Федерации (пункт «д» части 1 ст. 84, часть 2 ст. 107 Конституции Российской Федерации), закона субъекта Российской Федерации - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ).

При этом Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделены правом отклонения закона (часть 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации, пункт 2 ст. 8 Федерального закона
от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ). Как на федеральном, так и на региональном уровне предусмотрена процедура преодоления наложенного вето квалифицированным большинством голосов. Следует особо обратить внимание на то, что Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоняют именно закон (то есть нормативный правовой акт), а не постановление соответствующего законодательного органа о его принятии, не носящее нормативного характера.

На муниципальном уровне адекватный аналог закона (федерального, субъекта Российской Федерации) отсутствует. Тем не менее аналогия с федеральной или региональной законотворческой процедурой в муниципальной практике уместна и фактически предусмотрена Федеральным законом от 6 октября 2003г.№131-ФЗ.

Принимаемые представительным органом муниципального образования акты хотя и имеют различные правовое содержание и процессуальное значение, в абсолютном большинстве случаев не разделяются по форме - они все называются решениями.

Своего рода исключение представляет собой устав муниципального образования, принимаемый решением представительного органа. В этом случае решение представительного органа, носящее индивидуально-правовой (процессуальный) характер, является аналогом постановления законодательного органа, а сам устав (нормативный акт) - прямой аналог закона.

Как уже было отмечено, иные акты не различаются по виду - все они являются «решениями». Более того, в практике встречается несколько юридико-технических приемов оформления решений представительных органов. В одних случаях нормы права представляют собой приложение к решению представительного органа. Так обычно принимаются различного рода планы, программы, порядки (например, генеральный план, программа развития, порядок управления имуществом) и т.п. В других случаях нормы права совмещаются в одном тексте с положениями, не имеющими нормативного характера. Так часто оформляются поправки в уже действующие муниципальные правовые акты, в том числе и в устав муниципального образования.

Несмотря на различие юридико-технических приемов, процессуальные роли участников нормотворческого процесса остаются неизменными.

Председатель представительного органа муниципального образования, подписывая принятое представительным органом решение, удостоверяет окончание рассмотрения принимаемого акта в представительном органе. Своей подписью он подтверждает что волеизъявление представительного органа состоялось.

Подпись главы муниципального образования завершает нормотворческую процедуру. В зависимости от юридической техники оформления решения, главой муниципального образования может быть подписан либо непосредственно нормативный правовой акт (если он структурно выделен, например, в качестве приложения), или же вместе с председателем представительного органа принятое представительным органом муниципального образования решение в целом (если нормативный компонент в принятом правовом акте содержится, но структурно не обособлен).

При этом, как и в случае с органами государственной власти, предусмотренное частью 13 ст. 35 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ право вето распространяется только на нормативную суть принимаемых представительным органом муниципального образования решений; положения, процессуально оформляющие волю представительного органа, отклонены быть не могут.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 (часть 3 ст. 43) предусматривает принятие представительным органом муниципального образования решений как содержащих нормы права, то есть устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, так и решений ненормативного, индивидуального характера.

Необходимым условием приобретения юридической силы решениями представительного органа муниципального образования, имеющими ненормативный, индивидуальный характер, является подписание такого решения председателем соответствующего представительного органа, а в некоторых случаях - даже уполномоченным депутатом этого представительного органа (см., например, части 10 и 11 ст. 741 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, хотя и подписанный председателем представительного органа, но не удостоверенный подписью главы муниципального образования, обрести юридическую силу не может.

С учетом изложенного, любые решения представительного органа муниципального образования должны быть подписаны председателем представительного органа муниципального образования, а те из них, что содержат нормы права, для приобретения юридической силы должны быть также подписаны главой муниципального образования.

В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает все решения, принимаемые представительным органом муниципального образования единолично.

Вопрос о конкретном расположении реквизитов «подпись» на муниципальных правовых актах должен быть решен в каждом муниципальном образовании самостоятельно в уставах этих муниципальных образований в рамках реализации части 1 (пункт б) ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3. При соблюдении правовых позиций, выявленных и изложенных в настоящем разъяснении, отсутствие единообразия в расположении реквизитов на муниципальных правовых актах, оформляемых в различных муниципальных образованиях, на юридической силе этих актов никак не отразится.

Источник:

Журнал «Глава местной администрации». 2012. №6. С. 21-23.

Вопросы к председателю комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
В. Б. КИДЯЕВУ


- Возможно ли формирование районного Совета в марте 2013 г. в порядке, предусмотренном пунктом 1 частей 4 и 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, если в состав этого Совета от трех поселений должны быть включены депутаты, срок полномочий которых заканчивается через 1 год, а у депутатов четвертого поселения - через 2,5 года?

- Если это возможно, то каким образом в дальнейшем этот районный Совет будет формироваться, учитывая, что уставами поселений предусмотрен разный срок полномочий депутатов? Какая дата (какой момент) в этом случае будет являться началом работы нового районного Совета и его окончанием?

- Если депутаты поселений досрочно сложат свои полномочия до марта 2013 г., кто возглавит исполнительную власть в этих поселениях (уставом городского поселения глава администрации назначается на срок полномочий Совета депутатов, а в сельских поселениях глава муниципального образования одновременно возглавляет и исполнительную, и представительную власть)?
Отвечает В. Б. Кидяев:
- Законодательство Российской Федерации различает срок, на который избираются органы государственной власти и органы местного самоуправления, и срок их полномочий. В первом случае речь идет о фиксированном сроке, определяющем периодичность выборов, во втором - о менее жестком временном периоде, смещенном, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающим с ним по своей продолжительности. Срок полномочий депутатов представительного органа муниципального образования Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) специально не регулируется. Указанный срок определяется в иных законах. Такая позиция изложена и в комментарии к Федеральному закону №67-ФЗ, подготовленному Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) срок полномочий представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. При это согласно данному федеральному закону полномочия депутата указанного органа начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа нового состава.

Так, например, уставом муниципального образования может быть предусмотрен пятилетний срок, который будет являться сроком, на который избирается представительный орган муниципального образования. Датой начала срока его полномочий является день начала работы указанного представительного органа. Соответственно, с этого дня следует отсчитывать пятилетний срок.

При формировании представительного органа муниципального образования путем делегирования срок, на который избирается, нельзя определить, поскольку замена членов представительного органа проводит путем ротации. Соответственно, и созывы в данном случае также не определяются. В связи с изложенным, возможно формирование районного Совета в марте 2013 г. в порядке, предусмотренном пунктом 1части 4 ст. 35 Федерального закона №131-Ф3, если в состав этого Совета от трех поселений должны быть включены депутаты, срок полномочий у которых заканчивается через один год, а у депутатов четвертого поселения - через 2,5 года.

В отношении досрочного прекращения полномочий представительных органов поселений сообщаем.

30 ноября был принят Федеральный закон №361-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №361-Ф3), вступивший в силу с 1 января 2012 г. Статьей 5 Федерального закона №361-Ф3 был внесен ряд изменений в Федеральный закон №131-Ф3. В частности, было предусмотрено признать утратившим силу пункт 11 части 6 ст. 36 Федерального закона №131-Ф3, согласно которому одним из оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Отмена указанной нормы позволит, в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, главе муниципального образования, избранному из состава этого органа, как выборному должностному лицу местного самоуправления, продолжить исполнение своих полномочий до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования (абз. 2 части 3 ст. 40 Федерального закона №131-Ф3).

В отношении главы местной администрации, назначенного на должность по контракту на срок полномочий Совета депутатов, сообщаем. В случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов контракт с главой местной администрации досрочно расторгнут быть не может. Это возможно только по определенным основаниям, которые предусмотрены частями 10 и 11 ст. 37 Федерального закона №131-Ф3. В указанных положениях отсутствует такое основание, как досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, в соответствии с решением которого был заключен контракт с главой местной администрации. Соответственно, глава местной администрации должен осуществлять свои полномочия до истечения их срока.

Источник:

Журнал «Глава местной администрации». 2012. №6. С. 24-25.

Похожие:

Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconВ связи с вопросами, возникающими у органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе применения части
Федерального закона от 6 октября 2006 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»...
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconСтатья Вопросы местного значения сельского поселения
Права органов местного самоуправления муниципального образования на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconУстав
Права органов местного самоуправления муниципального образования на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconКемеровская область закон о наделении органов местного самоуправления
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской...
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconПредседатель комиссии по делам приказом Комитета по образованию
Волховского муниципального района, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти...
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconЗако н республики саха (якутия)
Настоящий закон устанавливает порядок деятельности органов местного самоуправления при разграничении предметов ведения и полномочий...
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconУстав сельского поселения «аллагинский наслег» муниципального района «сунтарский улус (район)» республики саха (якутия)
Права органов местного самоуправления муниципального образования на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconВолгоград
...
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconОбщие положения
Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные...
Разъяснение комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления iconФедеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-фз "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года
Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница