Постановление




Скачать 141.73 Kb.
НазваниеПостановление
Дата конвертации01.02.2013
Размер141.73 Kb.
ТипДокументы



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«11» мая 2011 года № 192
О докладе Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике
«О состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике за 2010 год»

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, рассмотрев доклад Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике «О состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике за
2010 год», представленный в соответствии со статьей 18 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике», отмечает следующее.

Государственный контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории Приднестровской Молдавской Республики на постоянной основе осуществляет Уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике.

Рамки представленного доклада охватывают календарный год деятельности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике (далее – Уполномоченный).

В первом разделе доклада отражено общее количество поступивших к Уполномоченному в 2010 году обращений, которых было зарегистрировано 1696 (703 – письменных и 993 – на личном приеме), из них рассмотрено было 1585, остальные находятся в производстве Уполномоченного. В общей сложности индивидуально и коллективно к Уполномоченному в 2010 году обратилось 3094 человека, в том числе 60 граждан других государств. По результатам рассмотрения в 2010 году 169 обращений были признаны необоснованными. По информации о нарушениях прав человека различного рода, размещенной в средствах массовой информации, Уполномоченным было возбуждено 7 производств, по которым велась соответствующая работа.

Наиболее часто обращаются за помощью социально уязвимые категории граждан. Так, в 2010 году от пенсионеров, ветеранов труда, ветеранов ВОВ и инвалидов в общей сложности поступило 577 обращений; от безработных – 288 обращений; от осужденных, подследственных, подсудимых – 174.

При этом следует заметить, что не всегда тематика обращений касалась непосредственно осуществляемой заявителями деятельности. К примеру, из 39 работников системы здравоохранения вопросы, связанные с профессиональной деятельностью (жалобы на незаконное, по мнению заявителей, увольнение; жалобы на предвзятое отношение руководителей учреждений; жалобы на несвоевременную выплату заработной платы и полного расчета при увольнении), были затронуты всего в 10 обращениях.
В остальных обращениях заявителями поднимались вопросы, не связанные с их профессиональной деятельностью (это вопросы работы коммунального хозяйства – 4 обращения; вопросы, связанные с правом на медицинскую помощь осужденных, подследственных, подсудимых, являющихся родственниками заявителей, – 7 обращений; вопросы пенсионного обеспечения и социальных выплат – 4 обращения; вопросы правовой помощи, в том числе составления исковых заявлений, и другие вопросы).

Аналогичная ситуация с обращениями, поступившими от работников системы образования, из 54 обращений, поступивших к Уполномоченному, только в 11 обращениях так или иначе затрагивались вопросы, связанные с профессиональной деятельностью (жалобы на незаконное, по мнению заявителей, привлечение к дисциплинарной ответственности, увольнение; жалобы на предвзятое отношение руководителей учреждений; жалобы на несвоевременную выплату заработной платы и отпускных; обращение с просьбой оказать содействие в переводе на работу в другое учреждение по семейным обстоятельствам). К обращениям, связанным с осуществлением работниками системы образования своей служебной деятельности, можно отнести и обращения, в которых ими не обжалуются чьи либо действия и не содержится просьб об оказании содействия им лично, поскольку обращаются они в интересах своих воспитанников (это обращения и о восстановлении документов воспитанникам, и по оформлению пенсий по потере кормильца и т.д.). Таких обращений в истекшем году было зарегистрировано 6.
В остальных обращениях затрагивались различные вопросы: оформление гражданства, получение паспорта, прописка (выписка) и регистрация, вопросы коммунального хозяйства, оказание правовой помощи и т.д.

Такая же тенденция прослеживается и по остальным социальным категориям заявителей. В целом можно констатировать, что граждане, вне зависимости от своего социального статуса, в своих обращениях затрагивают различные вопросы жизнедеятельности.

В докладе Уполномоченного отмечается, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту обращений в группе экономических прав. В истекшем году обращения этой группы заняли первое место, отодвинув на второе место обращения группы социальных прав граждан, хотя и в этой группе количество обращений увеличилось.
Так, в 2010 году поступило 601 обращение, в которых граждане затрагивали вопросы реализации и соблюдения их экономических прав. Внутри самой группы экономических прав наблюдается устойчивая тенденция к росту доли жалоб на нарушения трудовых прав граждан, так, почти вдвое по сравнению с 2009 годом увеличилась доля обращений, в которых граждане просили защитить их право на получение вознаграждения за труд – 127 обращений (в 2009 году – 74 обращения) и право от незаконного увольнения и на трудоустройство – 88 обращений (в 2009 году таковых было 48).

Основную тематику обращений в группе социальных прав граждан
по-прежнему составляют права, связанные с нарушением жилищного законодательства, – 140 обращений. Большая часть обращений, как и прежде, касалась вопросов принятия на учет и улучшения жилищных условий, предоставления жилья гражданам, имеющим право на его получение в соответствии с законом, а также переселяемым из ветхого жилья.

Обращает на себя внимание, что в этой группе обращений значительно увеличилось количество обращений, в которых граждане просили оказать содействие в восстановлении их права на получение пенсий, – 95 обращений, иных социальных выплат – 119 обращений, несмотря на незначительное снижение, продолжают поступать обращения, связанные с вопросами здравоохранения, – 62 обращения.

В части нарушения гражданских прав по-прежнему растет количество обращений, в которых затрагивается проблема защиты от нарушения прав граждан работниками правоохранительных органов, исполнительных и судебных органов государственной власти – 100 обращений. Увеличилось и количество обращений, в которых затрагиваются вопросы прописки (выписки) и регистрации, – 90 обращений. Стабильно растет и количество обращений, в которых граждане затрагивают вопросы получения документов, удостоверяющих личность, – 69 обращений, или вопросы получения гражданства (вида на жительство) – 34 обращения.

Практически на уровне 2009 года осталось количество обращений, в которых граждане затрагивают право на судебную защиту, справедливый беспристрастный суд, правовую помощь и своевременное исполнение судебного решения, – в истекшем году таковых зарегистрировано
255 обращений. Основная масса обращений в этой группе по-прежнему касается вопросов справедливого судебного разбирательства: по уголовным делам 139 обращений и по гражданским делам 98 обращений.
В 14-ти обращениях граждане затрагивали вопросы исполнения судебных решений.

Несколько снизилось количество обращений в группе личных прав. В истекшем году таковых было зарегистрировано 140. Наиболее часто граждане, обратившиеся к Уполномоченному, указывали на применение недозволенных мер при проведении дознания и следствия – 44 обращения; в 30 обращениях заявители полагали, что незаконно задержаны или арестованы; еще в 30 обращениях заявители поднимали вопрос о защите от унижения их чести и достоинства.

Количество жалоб на нарушение политических прав в истекшем году составило 12, что несколько больше, чем в 2009 году. В 2 обращениях затрагивались вопросы свободы слова; в 9 обращениях указывалось на нарушения избирательных прав; в 1 обращении указывалось на нарушение права свободы деятельности профсоюзов и других объединений. По мнению Уполномоченного, некоторое увеличение доли обращений в этой группе связано с тем, что в истекшем году в республике прошли две избирательные кампании (выборы местных Советов народных депутатов в марте и выборы в Верховный Совет республики в декабре).

Такое распределение жалоб по тематике, по мнению Уполномоченного, объясняется тем, что проводимая социально-экономическая политика республики не достигла желаемых результатов по преодолению бедности отдельных категорий граждан, а социальная защищенность граждан по-прежнему находится не на высоком уровне. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, продолжающийся кризис, надеяться на изменение ситуации в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится. Анализ обращений, равно как и результаты проведенных по ним проверок, позволяют констатировать, что существовавшие в прежние годы проблемы с обеспечением социально-экономических прав граждан плавно перетекают из года в год и в целом остаются нерешенными до настоящего времени.

Неразрешенной остается проблема реализации права на получение пенсий гражданами, в отношении которых архивные документы были либо безвозвратно утрачены, либо попросту не сохранились в архивах, либо не были сданы в архивы работодателями вообще. Данную проблему не удалось урегулировать ни с Министерством здравоохранения и социальной защиты Приднестровской Молдавской Республики, ни с Президентом Приднестровской Молдавской Республики. Но в 2011 году Уполномоченный намерен продолжить работу в данном направлении и при этом не теряет надежды на положительное разрешение сложившейся проблемы.

Вновь отмечается, что отсутствие инфраструктуры для инвалидов – проблема не только города Тирасполя, но и всех других населенных пунктов республики.

Целый ряд проблем здравоохранения едва ли не в неизменном виде переходит из одного доклада Уполномоченного в другой. При этом количество жалоб граждан на ненадлежащую реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь традиционно невелико. Уполномоченный полагает, что специфика медицинских проблем такова, что люди зачастую предпочитают скорее заплатить или доплатить за качественную помощь, чем принципиально отстаивать свои права, например, на бесплатное лечение.

По-прежнему остро стоит проблема лекарственного обеспечения граждан, в частности, не в полном объеме осуществляется обеспечение лекарственными средствами льготных категорий граждан, в том числе инвалидов. В связи с этим в истекшем году Уполномоченным была продолжена работа по посещению социальных аптек республики с целью выяснения реального положения дел с наличием медикаментов, предусмотренных для выдачи льготным категориям граждан. В декабре
2010 года были посещены практически все социальные аптеки республики, по результатам чего приходится констатировать, что обеспеченность социальных аптек медикаментами недостаточна. Ни в одной социальной аптеке не было 100% набора медикаментов, установленного приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Приднестровской Молдавской Республики, обеспеченность по разным социальным аптекам составляла 37-94%.

Отмечается, что, как и в предыдущие годы, гражданам, имеющим право на предоставление льгот, приходится регулярно ходить по всем предприятиям и организациям, предоставляющим коммунальные услуги, и подтверждать свое право на льготы, поскольку так и не реализована программа единой информационной системы.

В докладе Уполномоченного отмечается, что в декабре 2010 года был принят Закон Приднестровской Молдавской Республики «О бюджете Государственного фонда содействия занятости ПМР на 2011 год», в котором указано, что повторное признание гражданина безработным может быть рассмотрено через 1 год после снятия его с учета в центре занятости населения. Иными словами, этот срок был увеличен в два раза, что вызвало недовольство со стороны граждан, не имеющих работы, и, как представляется, такое решение не может быть признано справедливым, поскольку, по сути, скрывает фактическую безработицу, а граждане, оставшиеся без работы, не могут получать даже тех небольших средств, которые предусмотрены к выплате лицам, признанным официально безработными.

В истекшем году к Уполномоченному обращались граждане за защитой своих трудовых прав не только в части невыплаты заработной платы, но и по вопросу неисполнения, а иногда и просто игнорирования работодателями трудового законодательства в части как приема на работу, так и увольнения, которые осуществляются без составления приказов и внесения соответствующих записей в трудовые книжки, без заключения трудовых договоров и без указания размера заработной платы. Это приводит к тому, что, в случае если работник решает обратиться в судебные органы за защитой своих прав, он не сможет доказать факт нарушения, а иногда и сам факт своей работы на том или ином предприятии. В основном это касается предприятий малого и среднего бизнеса в сфере оказания услуг и торговли. Уполномоченный полагает, что установленные законом ограничения на проверку предприятий малого и среднего бизнеса не должны распространяться на возможность проверки оформления трудовых отношений работодателей и наемных работников. В противном случае число нарушений трудового законодательства в будущем будут только расти.

По-прежнему остро стоит вопрос с выплатой заработной платы, особенно работникам предприятий-банкротов. По состоянию на
01.01.2011 года в производстве судебных исполнителей находились исполнительные документы в отношении 60 предприятий различных форм собственности, которые являются должниками по заработной плате. Остаток задолженности данных предприятий по заработной плате составляет
11 656 825,58 рубля по 2 797 исполнительным документам.

Совместно с представителем Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики Уполномоченным была проведена проверка деятельности государственных администраций городов и районов республики на предмет соблюдения действующего законодательства в области соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой либо попечительством физических лиц.

В ходе проверки было установлено, что специалисты органов опеки и попечительства в большинстве своем, за исключением специалистов органов опеки городов Бендеры и Тирасполь, полной информацией об опекаемых и опекунах не обладают, в связи с чем необходимо активизировать работу со стороны специалистов органов опеки и попечительства в части регулярной организации личных встреч с опекунами и детьми, для того чтобы можно было обладать всей информацией о состоянии дел в семьях, где живут опекаемые дети, и в случае необходимости оперативно реагировать на изменение ситуации. Органы опеки и попечительства также должны оперативно реагировать на изменение условий жизни опекаемого и его опекуна и в случае необходимости принимать решительные меры для замены опекуна, когда он не справляется с возложенными на него обязанностями.

Среди граждан, права которых регламентируются законодательством о военнослужащих, преобладают преимущественно нарушения прав граждан при осуществлении призыва на военную службу и по пенсионному обеспечению.

В истекшем году Уполномоченным были проведены две проверки на предмет установления реального положения дел по соблюдению прав военнослужащих и служащих Вооруженных сил в структурных подразделениях МГБ Приднестровской Молдавской Республики; проверена одна мотострелковая бригада Министерства обороны. Особое внимание в истекшем году было уделено проверкам исполнения законодательства Приднестровской Молдавской Республики о соблюдении прав военнослужащих, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, а также числящихся за следственными органами либо судом и водворенных на гарнизонные и войсковые гауптвахты в военных гарнизонах республики. Таким образом, было установлено, что в Министерстве обороны Приднестровской Молдавской Республики нет ни одной гауптвахты, полностью отвечающей международным стандартам. Многие права арестованных материально не обеспечены.

В части обеспечения права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Уполномоченный отмечает, что процедура приостановления исполнения приговоров судов, особенно оправдательных, должна быть тщательно прописана в уголовно-процессуальном законе, с тем чтобы не возникало сомнений в обоснованности и законности деятельности руководства Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики при принятии решений о приостановлении того или иного судебного решения.

Отмечается также, что рассмотрение дел в судах растягивается на многие месяцы, даже годы, что не позволяет оперативно восстанавливать нарушенные права граждан.

Уполномоченным акцентируется внимание на необходимости создания механизма реализации прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи в отношении незащищенных слоев населения, и доступ к ней должен быть реально предоставлен именно государством.

Что касается соблюдения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, то наблюдается рост количества обращений, в которых заявители указывали на ненадлежащую медицинскую помощь в пенитенциарных учреждениях. В истекшем году таковых было 43 обращения. В 27 случаях Уполномоченный обращался с ходатайством о медицинском обследовании заявителей, все ходатайства были удовлетворены. Наличие заболеваний, а также необходимость оказания медицинской помощи подтвердились. Отмечается определенная частота случаев, когда осужденные длительное время содержатся в медицинских учреждениях УИН-2, ЦМП СР ГСИН МЮ Приднестровской Молдавской Республики, где им не оказывается должная медицинская помощь ввиду отсутствия необходимых медицинских препаратов. Немаловажная проблема, о которой Уполномоченный упоминал во всех своих предыдущих
докладах, – это соблюдение прав лиц, страдающих туберкулезом.

Проблемным остается вопрос занятости осужденных, привлечения их к труду, при том, что содержание одного осужденного в местах лишения свободы обходится в 47 рублей 57 копеек в день, соответственно, в год –
в 17 363 рубля 93 копейки.

Как отмечает Уполномоченный, в настоящее время в следственной практике сложилась ситуация, когда самая суровая мера пресечения – заключение под стражу, применяется чуть ли не в каждом случае, при наличии для этого даже малейших формальных оснований. В то же время в изоляторах временного содержания превышен лимит содержащихся в них лиц.

В системе ГСИН МЮ Приднестровской Молдавской Республики Уполномоченным выявлена порочная практика, когда сдается в эксплуатацию тот или иной объект (например, зубной кабинет ЛТП, кабинет флюорографии ЛТП, операционный зал центра медицинской помощи и социальной реабилитации, расположенный в СИЗО-3), не укомплектованный необходимым оборудованием в полном объеме, медицинским персоналом, что в конечном итоге сводит на нет такое благое намерение, как оказание необходимой помощи содержащимся там лицам.

Учитывая положения Конституционного закона ПМР
«Об Уполномоченном по правам человека в ПМР», устанавливающего, что Уполномоченный не заменяет и не подменяет собой иные органы государственной власти, в истекшем году по 158 обращениям, поступившим к Уполномоченному, было принято решение об их направлении, с необходимыми рекомендациями, для рассмотрения по существу в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

По итогам рассмотрения 234 письменных обращений заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий. Разъяснения аналогичного характера давались гражданам и на личном приеме – 633 обращения. Оказывалась гражданам и иная юридическая помощь: консультации, составление исковых заявлений, жалоб на судебные постановления.

Уполномоченный уже отмечал в предыдущих докладах об имеющихся проблемах при реализации прав граждан по распоряжению земельными паями. Анализ нормативных актов в области правоотношений по распоряжению земельными паями свидетельствует о том, что, в принципе, законодательно установленного единого порядка в нашей республике не существует. В настоящее время граждане лишены возможности реализовать предоставленное им право на владение условным земельным паем. Имеющиеся нормативные правовые акты только в общем виде устанавливают порядок наделения граждан условным земельным паем. После распада колхозов и возникновения на их месте новых сельскохозяйственных предприятий возникли ситуации, когда в силу разных причин многие из вновь образованных сельскохозяйственных предприятий не смогли организовать нормальное функционирование предприятий и, следовательно, обработку сельскохозяйственных земель. В силу этого по инициативе государственных администраций земли передавались (и передаются) от одного землепользователя другому, при этом вопрос об обязательствах нового пользователя землей перед пайщиками выпал из-под контроля как госадминистраций, в частности, так и государства в целом. Как следствие этого, в настоящее время в большинстве случаев новые землепользователи владельцам паев ничего не выплачивают и не выдают в натуре.

Изложенное свидетельствует о том, что в настоящее время крайне назрела необходимость в принятии мер по урегулированию на законодательном уровне отношений в сфере распределения сельскохозяйственных земель и распоряжения правом на земельные паи их обладателями.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь пунктом 4 статьи 90, статьей 109 Регламента Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике «О состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Приднестровской Молдавской Республике за 2010 год».
2. Предложить Президенту Приднестровской Молдавской Республики, депутатам Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, иным субъектам законодательной инициативы учесть в своей законопроектной работе замечания и предложения, высказанные Уполномоченным по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике в части необходимости совершенствования законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель Верховного

Совета Приднестровской

Молдавской Республики А. В. КАМИНСКИЙ

г. Тирасполь


«17» мая 2011 года


Похожие:

Постановление iconПостановление от 25 июня 2012 г. N 1319 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "библиотечно-информационное обслуживание населения"
Данное Постановление на официальном сайте администрации города Сочи
Постановление iconРоссийская Федерация Администрация Заветинского района Ростовской области Постановление №6 18. 01. 2012 с. Заветное
О внесении изменений в постановление Администрации Заветинского района от 09. 12. 2010 №411
Постановление icon  Пояснительная записка к учебному плану моу «дсош № 4»   на 2011-2012 учебный год 
Постановление  от  "29"  декабря  2010  г.  N  189  «  Постановление  об  утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и ...
Постановление iconПостановление Администрации Тамбовской области от 19 апреля 2007 г. N 415 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Тамбовской области"
См экспертное заключение отдела Управления Министерства юстиции РФ по цфо в Тамбовской области от 3 мая 2007 г. N 281 на настоящее...
Постановление iconПостановление Администрации муниципального образования Надымский район от 31. 05. 2011 г. №323 Об утверждении Административного регламента муниципального учреждения «Управление дошкольным образованием Администрации муниципального образования Надымский район» по предоставлению муниципальной услуги
Постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 31. 05. 2011 г. №323
Постановление iconПостановление Совета Министров  
Паспорт   3 
Постановление iconПостановление Совета Министров  
 введение  3 
Постановление iconПостановление от 21 ноября 2011 г. N 957 об организации лицензирования отдельных видов деятельности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16. 04. 2012 n 291, от 28. 08. 2012 n 865, от 04. 09. 2012 n 882)
...
Постановление iconПостановление
Ул. Зои Космодемьянской, д. 30/2, кВ. 123, г. Ковров, Владимирская область, 601900
Постановление iconГосударственный
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  О надзоре за оборотом пищевых 
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница