Концепция к проекту Закона Республики Казахстан




Скачать 349.97 Kb.
НазваниеКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
страница1/4
Дата конвертации30.01.2013
Размер349.97 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


КОНЦЕПЦИЯ

к проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений

в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним»


  1. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним».


  1. Обоснование необходимости разработки законопроекта

К вопросам безопасности общество стало обращаться сразу же после того, как на дорогах появилось достаточно большое количество автомобилей, и произошли первые аварии. Причины аварий были разные, но большинство было связано с неисправностью той или иной системы в автомобиле.

Согласно пункту 5 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения», где устанавливаются общие требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, конструкция, техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны отвечать следующим основным требованиям, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения:

1) наличие в транспортном средстве тормозной системы, рулевого управления, зеркал заднего вида, звукового сигнала, шасси, световых приборов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

2) обеспечение достаточной обзорности и видимости, позволяющих безопасно управлять транспортным средством;

3) наличие механизмов, предметов дополнительного оборудования и приспособлений транспортного средства, исключающих риск причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде;

4) обеспечение уменьшения опасности для пассажиров и других участников дорожного движения в случае дорожно-транспортного происшествия.

В целях обеспечения вышеуказанных требований находящиеся в эксплуатации на территории Республики Казахстан и зарегистрированные в центральном исполнительном органе по безопасности дорожного движения, механические транспортные средства и прицепы к ним подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения», порядок и сроки проведения государственного технического осмотра устанавливаются центральным исполнительным органом по безопасности дорожного движения.

Существующая в Казахстане система обеспечения и контроля за технической исправностью состояния транспорта сложилась еще в советские годы и в то время включала в себя:

- ведомственный государственный контроль, когда большая часть транспорта принадлежала государственным предприятиям и учреждениям.

Эксплуатация государственного транспорта строго регламентировалась ведомственными инструкциями, предусматривавшими обязательность проведения периодических работ по обслуживанию и проверке технического состояния транспорта (ТО-1, ТО-2, ежедневное и сезонное обслуживание, предрейсовый и послесменный технический осмотр и т.п.);

- ежегодный государственный технический осмотр всех транспортных средств, проводимый Госавтоинспекцией (ГАИ), и охватывавший наряду с государственным транспортом, еще и находящийся в частной собственности, которого естественно было несоизмеримо меньше государственного;

- контроль ГАИ за техническим состоянием транспорта во время его эксплуатации (проверка технического состояния транспорта на дорогах и в автопредприятиях).

Эта система государственного контроля за техническим транспортом, с учетом простоты конструкции и устройства автотранспорта (производства автозаводов СССР) и его незначительного количества, обеспечивала качественно необходимый уровень исправного состояния транспорта, участвовавшего в дорожном движении Советского Союза.

За годы независимости Республики Казахстан, количество транспорта в стране увеличилось почти в три раза (с 1,3 в 1991 году, до 3,3 млн.ед. в 2009 году), значительно изменился его ассортимент и техническая оснащенность. Следует учитывать также то, что 80% транспорта, находящегося в стране, имеют срок эксплуатации более 7 лет, и, следовательно, требуют периодического и тщательного контроля их технического состояния.

Существовавшая ранее система ведомственного контроля технического состояния транспорта сохранилась лишь в отдельных крупных частных автотранспортных предприятиях и в государственных организациях.

При этом количество транспорта, принадлежащего государственным организациям, значительно сократилось, и на сегодняшний день, составляет менее 10% от общего количества транспорта в стране.

Значительно снизился контроль со стороны дорожной полиции технического состояния транспорта во время его эксплуатации, ввиду мероприятий, проводимых Правительством Республики Казахстан, направленных на минимизацию количества проверок государственными органами субъектов частного предпринимательства. Кроме этого, была введена в действие ведомственная инструкция МВД РК, обязывающая осуществлять проверки технического состояния транспорта с применением средств диагностирования и контрольно-измерительных приборов, которыми подразделения дорожной полиции оснащены крайне слабо.

Сохранившаяся со времен СССР система технического осмотра транспорта посредством визуальной проверки сотрудниками дорожной полиции работы его агрегатов и механизмов при существующем парке транспорта, когда его подавляющее большинство составляют достаточно сложные по конструкции автомобили, производства стран дальнего зарубежья, также не обеспечивает необходимый уровень технической безопасности транспорта.

Таким образом, сегодня в Республике Казахстан остро стоит проблема безопасности дорожного движения, в связи с чем, задача по обеспечению эксплуатационной безопасности транспортных средств в Казахстане отнесены к важнейшим государственным задачам, оказывающим значительное влияние на национальную безопасность.

В настоящее время, постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года № 343 деятельность по диагностированию технического состояния транспортных средств перед государственным техническим осмотром, включена в Перечень работ и услуг, выполняемых субъектами рыночных отношений в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

При этом, порядок привлечения субъектов частного предпринимательства к указанному виду деятельности, законодательными актами не установлен, а Министерство внутренних дел Республики Казахстан не уполномочено определять данный порядок, хотя на подразделения дорожной полиции возложены функции как по организации и проведению технического осмотра, так и по осуществлению контроля за его прохождением.

Существующая система государственного обеспечения исправности технического состояния транспортных средств не способно в должной мере обеспечивать должный уровень безопасности дорожного движения, поскольку на сегодня, конструкция современных автотранспортных средств является усложненной для диагностики и контроля при проведении технического осмотра.

В 2008 году, Правительство Республики Казахстан приняло решение (Протокольное решение заседания правительства РК от 08 июля 2008 года № 26) по разработке и утверждению Порядка проведения технического осмотра автомобильного транспорта, с передачей в конкурентную среду функций по обязательной проверке технического состояния транспорта, что позволит усовершенствовать механизм проведения технического осмотра и окажет благоприятное влияние на квалитативность технического состояния автомобильного транспорта в республике, а значит и на безопасность дорожного движения.

Ежегодное прохождение обязательного государственного технического осмотра чревато возникновением больших очередей в органах дорожной полиции, что существенно сказывается на его качестве, и порождает коррупционные проявления. Передача функций по обязательной проверке технического состояния транспорта в конкурентную среду, позволит устранить причины совершения коррупционных правонарушений.

Кроме того, это значительно расширит возможность выбора диагностических станций технического осмотра владельцами автотранспортных средств, которые будут оснащены современным оборудованием для определения технического состояния автотранспортных средств. Также, данная мера будет способствовать созданию новых рабочих мест, что является немаловажным в условиях посткризисного периода, который переживает наше государство.

Передача функций проведения обязательного технического осмотра в конкурентную среду не потребует значительных затрат субъектов рынка, так как в стране имеется более 1805 оснащенных соответствующим оборудованием частных диагностических станций, которые до 2006 года были допущены дорожной полицией к проведению диагностирования автотранспорта перед государственным техническим осмотром. Для допуска к проведению обязательного технического осмотра данным станциям необходимо будет набрать необходимый штат работников и пройти установленном порядке аккредитацию.

Конкуренция среди диагностических станций технического осмотра, аккредитованных к проведению технического осмотра автотранспорта, позволит установить стоимость технического осмотра на приемлемом уровне.

Следует отметить, что ранее в 2006 году стоимость диагностирования автотранспорта на диагностических станциях, допущенных к диагностированию перед техническим осмотром, составляла в среднем по стране от 600 до 2000 тенге в зависимости от типа автотранспортного средства и обеспечивала достаточную рентабельность для диагностических станций, не вызывая нареканий по цене со стороны владельцев автотранспорта.

Принятие законопроекта позволит значительно снизить затраты бюджета на проведение обязательного технического осмотра. По существующей схеме технического осмотра в его проведении по данным МВД задействовано 341 работников дорожной полиции республики, тогда как для организации технического осмотра по схеме, предлагаемой законопроектом, необходимо 68 штатных единиц работников транспортного контроля. Экономия бюджетных средств только по заработной плате составит сумму свыше 300 млн.тенге.

В соответствии с подпунктом 11) пункта 2 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании», техническое регулирование основывается на принципах несовместимости в одном государственном органе функций государственного контроля и подтверждения соответствия.

Одним из направлений законопроекта является разделение полномочий государственных органов в сфере обязательного технического осмотра. В данное время государственные функции в сфере обязательного технического осмотра сконцентрированы в одном органе - Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, которое определяет порядок и сроки проведения обязательного технического осмотра, организует, проводит и контролирует технический осмотр, а также своевременность его прохождения.

В свою очередь, Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан С.Ахметовым, 28 апреля 2009 года дано поручение создать рабочую группу из числа причастных госорганов для выработки единой согласованной позиции по вопросу организации технического осмотра.

Членами рабочей группы (МВД РК, МИТ РК, МЮ РК, МЭБП РК, АЗК) выработана единая позиция по вопросу организации обязательного технического осмотра, согласно которой предлагается разделить полномочия в сфере проведения обязательного технического осмотра между:

- Правительством Республики Казахстан, которое будет устанавливать порядок и сроки проведения технического осмотра;

- Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, которое будет выполнять функции центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения, в части касающейся организации и контроля за проведением диагностическими станциями технического осмотра;

- Министерством внутренних дел Республики Казахстан, которое будет осуществлять государственный контроль за своевременным прохождением технического осмотра владельцами транспорта;

- Национальным центром аккредитации Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, который будет аккредитовывать диагностические станции для проведения технического осмотра;

- аккредитованными диагностическими станциями технического осмотра, которые будут проводить технический осмотр с применением технических средств диагностирования транспорта.

Данное разграничение полномочий позволит поддерживать порядок проведения технического осмотра на должном уровне. Кроме этого, это встретило поддержку и одобрение со стороны заинтересованных государственных органов, а также заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан (резолюция заместителя Премьер-Министра от 15 декабря 2008 года, № 23-22/006-115(п.1.1.2) к письму МВД РК от 10.12.2008 года №1/6-101-6929).

Законопроект содержит нормы, устанавливающие юридическую ответственность диагностических станций и их должностных лиц за нарушение порядка проведения технического осмотра, что позволит предупредить халатное отношение диагностических станций и их должностных лиц к своим обязанностям.

Законопроектом предполагается точечное внесение изменений и дополнений в ряд законодательных актов Республики Казахстан.

Так, в КоАП РК предлагается установить ответственность диагностических станций технического осмотра и их должностных лиц за нарушение порядка проведения обязательного технического осмотра, что позволит предупредить халатное отношение диагностических станций и их должностных лиц к своим обязанностям.

В целях обеспечения должного контроля за деятельностью диагностических станций технического осмотра, необходимо на законодательном уровне наделить государственный орган в области транспорта полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением порядка проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов.

В этой связи, предполагается внесение соответствующих поправок в Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», поскольку согласно пункту 3 статьи 37 указанного Закона государственные органы осуществляют контроль за частным предпринимательством в соответствии с возложенными на них контрольными и надзорными функциями согласно приложению к настоящему Закону.

Поправки в Налоговый кодекс Республики Казахстан носят редакционный характер и вносятся в целях единообразного применения понятия «обязательный технический осмотр».

Из Закона Республики Казахстан «Об органах внутренних дел» исключается компетенция Министерства внутренних дел Республики Казахстан и его территориальных органов по определению порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств.

Также органы внутренних дел согласно вносимым поправкам будут осуществлять контроль не за проведением обязательного технического осмотра транспортных средств, а лишь за его своевременным прохождением владельцами транспортных средств.

Подобного же рода поправки предполагаются в Закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельце транспортных средств». Кроме этого, в Закон Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения» вводится новая статья, определяющая компетенцию уполномоченного органа в области транспорта.

Таким образом, предлагаемые в законопроекте меры по совершенствованию системы проведения обязательного технического осмотра транспортных средств, призваны обеспечить безопасность дорожного движения, а также привести систему обязательного технического осмотра транспортных средств в соответствие с современными мировыми стандартами.


  1. Цели принятия законопроекта

Целью принятия законопроекта является повышение эффективности системы проведения обязательного технического осмотра транспортных средств для обеспечения должного уровня безопасности дорожного движения, объективной и точной проверки технического состояния транспортных средств.

Достижение цели предполагается путем:

- приведения системы проведения технического осмотра транспорта в соответствие с международными нормами;

- передачи функций по проведению обязательного технического осмотра в конкурентную среду;

- разграничения полномочий государственных органов в сфере проведения технического осмотра;

- закрепления юридической ответственности за нарушение законодательства при проведении обязательного технического осмотра транспортных средств.
  1   2   3   4

Похожие:

Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам всеобщего...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства»...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам персональных данных»
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений»
Шенствования механизмов управления государственным жилищным фондом. Между тем проведенный анализ применения отдельных норм законодательства...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан
О внесении дополнений и изменений в Конституционный закон Республики Казахстан о судебной системе и статусе судей
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упорядочения и оптимизации проверок...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница