Концепция к проекту Закона Республики Казахстан




Скачать 182.14 Kb.
НазваниеКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Дата конвертации25.01.2013
Размер182.14 Kb.
ТипДокументы




Концепция

к проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам

персональных данных»

1. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам персональных данных»
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

С целью реализации Закона Республики Казахстан «О персональных данных» необходимо привести в соответствие с ним некоторые законодательные акты.

Правовое регулирование работы с персональными данными на основе общепринятых международных норм и принципов в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан необходимо для обеспечения прав и свобод личности, связанных со сбором, обработкой и использованием персональных данных в условиях, когда широкомасштабное применение средств вычислительной техники для этих целей позволяет сделать личную жизнь граждан «прозрачной» для государственных органов. Так, указанным Законом вводятся понятие персональных данных и порядок их обработки, основы организационно-правового обеспечения деятельности физических и юридических лиц, государственных органов по формированию и использованию массивов персональных данных на основе законодательного регулирования прав, обязанностей и ответственности держателей (обладателей) этих массивов, что требует закрепления этих концептуальных положений в Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях, Гражданском кодексе Республики Казахстан, в законах Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан», «Об органах юстиции», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», «Об оперативно-розыскной деятельности».
3. Цель принятия законопроекта

Целью данного законопроекта является приведение вышеназванных законов в соответствие с Законом Республики Казахстан «О персональных данных».
4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в области защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

5. Структура законопроекта
Законопроект состоит из двух статей, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Кодексы «О таможенном деле в Республике Казахстан», об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Законы «О международных договорах Республики Казахстан», «Об органах юстиции», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», «Об оперативно-розыскной деятельности», а также порядок введения Закона в действие.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие законопроекта приведет к единообразному применению норм законодательства по вопросу персональных данных.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в следующие законы:

- Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»;

- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;

- Гражданский кодекс Республики Казахстан;

- Закон Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан»;

- Закон Республики Казахстан «Об органах юстиции»;

- Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»;

- Закон Республики Казахстан «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан»;

- Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан»;

- Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности».
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе», Закон Республики Казахстан «Об информатизации», Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.

Персональный учёт населения в том или ином виде ведется в большинстве стран мира и обеспечивает возможность решения широкого спектра задач:

1. Социальные, в т.ч. пенсионное, медицинское и социальное обеспечение;

2. Экономические, в т.ч. сбор налогов с физических лиц;

3. Политические, в т.ч. обеспечение политического волеизъявления граждан, регулирование миграции, обороноспособности государства, правопорядка и т.д.

Зарубежный опыт создания систем персонального учета населения свидетельствует о стремлении органов власти к оперативному учету граждан, постоянно проживающих в пределах конкретного государства. По оценкам специалистов Статистического бюро ООН, системы учета населения функционируют почти в 60 странах, т.е. в каждой третьей стране мира.

В большинстве западноевропейских стран основной компонентой систем персонального учета является наличие у каждого лица индивидуального идентификационного номера, который присваивается, например, в момент регистрации рождения. Он содержит в закодированном виде сведения об индивидуальных и не изменяющихся со временем признаках конкретного лица (например, дата рождения, пол, место рождения, очередность регистрации в определенный день). Идентификационный номер проставляется и используется во всех документах, получаемых человеком на протяжении его жизни, он позволяет обеспечить интеграцию данных о физическом лице из разных информационных систем.

Перечень характеристик лица в системах персонального учета зависит от возможности получать точную и своевременную информацию об изменениях включенных в реестр признаков. В связи с этим многие системы персонального учета содержат разумный минимум необходимых и своевременно актуализируемых показателей, а возможности по сбору дополнительных сведений расширяются постепенно, по мере создания отраслевых подсистем, содержащих другие аспекты персональной информации, а также при внедрении процедур межведомственного информационного обмена.

За рубежом основными источниками данных для системы являются службы, ответственные за регистрацию событий естественного жизненного цикла человека и миграции населения.

Основные функции систем персонального учета в зарубежных странах:

  1. Обеспечение информацией органов управления для составления различных программ, бюджетов, для целей налогообложения,

  2. Социального страхования и обеспечения, здравоохранения, установления личности, составления списков избирателей, призывников для военной службы, наведения справок службами охраны правопорядка и судебными органами и др.

3. Обслуживание населения при выдаче различных документов и справок.

Системы персонального учета в разных странах организованы как централизованные или как распределенные.

Централизованная система имеет сеть местных учреждений по регистрации населения, которой руководит национальное правительственное управление, а данные собираются на региональном уровне и регулярно сообщаются в центральный регистр.

Распределенная система не предусматривает централизованного хранения данных о населении, а подразумевает обмен информации между существующими сетями (хранилищами) органов власти, осуществляющих определенные государственные функции. Распределенная система может функционировать также на уровне штата, провинции округа, муниципалитета.

Официальным органом, отвечающим за централизованное руководство системой персонального учета, является, как правило, ведомство центрального правительства. В разных странах это может быть Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, национальное управление гражданской регистрации, Министерство финансов, налоговые службы и другие органы власти, решающие конкретные прикладные задачи.

Как показывает зарубежный опыт, создание и эффективное функционирование системы персонального учета возможно на основании закона, который устанавливает структуру системы, функции и полномочия официальных органов, которым поручено его ведение, обязанности официальных лиц, определяет круг объединяемой информации, объем, порядок и процедуры межведомственного информационного обмена, закрепляет обязательность для населения сообщать необходимые сведения для поддержания регистра в актуальном состоянии, а также обязательства официальных органов по соблюдению конфиденциальности персональных данных и ответственность за ее несоблюдение.

Международный опыт: государственный реестр населения.

Бельгия

С целью управления реестром населения каждый житель Бельгии, независимо от того, то ли оно гражданин, то ли иностранец, должен быть идентифицирован. Этот идентификационный номер, который был внедрен в соответствии с Законом "О национальном реестре", принятом в 1983 году, имел тенденцию к перерастанию в приемлемый идентификатор для других административных потребностей, и это в свою очередь привело к отказу от узкоспециализированных идентификационных номеров, например, номера социального обеспечения или фискального номера.

Эта тенденция к универсализации номера в реестре населения имело место, несмотря на то, что закон 1983 года предусматривает, что вопрос использования личных идентификационных номеров должен быть определен королевским указом после консультаций с совещательным Комитетом защиты конфиденциальности. Эти предусмотренные в законе гарантии не ограничили использование личных идентификационных номеров их начальными целями и оговоренными пользователями.
Кипр

Административные органы используют несколько видов личных идентификационных номеров: а) номер социального обеспечения;

б) номер идентификационной карточки;

с) номер удостоверения водителя автотранспортного средства.

Номер удостоверения личности одновременно используется для налогового контроля за доходами. Идентификаторы самостоятельно применяются в частном секторе, главным образом банками для осуществления операций с банковскими счетами и кредитными карточками.
Дания

В соответствии с законом, принятым в 1968 году, внедрен номер, в соответствии с которым жители Дании включены в центральный реестр населения, и их можно найти в нем с помощью личного идентификационного номера. В реестр занесены общие персональные данные всех жителей для использования соответствующими административными органами или частными структурами при определенных обстоятельствах. Применение личных идентификационных номеров государственными органами достаточно широко.
Финляндия

В Финляндии личные идентификационные номера были внедрены в шестидесятых годах. Установлены определенные нормы, которые регламентируют использование и занесение идентификационных номеров. В частности, предусмотрено их использование в реестре населения для регистрации недвижимости, в удостоверениях водителей автотранспортных средств, а также в картотеках кредитных учреждений. Работодатель также обязан сообщать налоговым органам о доходах своих работников и указывать их идентификационные номера.

Когда принимался Закон "О базах персональных данных", соответствующий парламентский комитет обратил внимание на распространение использования идентификационных номеров, которые, по его мнению, создают угрозу для конфиденциальности. Для осуществления дальнейших действий специальным учреждением по защите данных, было проведено исследование разных форм использования идентификационных номеров.
Франция

Любому, кто родился во Франции, присваивается личный номер, который отображает пол, год и месяц рождения, место рождения (департамент, район) и номер в реестре рождения. Номер присваивается Национальным институтом экономической статистики и исследований. Как в государственном, так и в частном секторе, существует большое количество других узкоспециализированных номеров (номер удостоверение личности, регистрационный номер военнослужащих, номер социального обеспечения, номер банковского счета). Уже осуществлены меры по предотвращению перерастания этого номера в многоцелевой номер. Но может быть разрешено его использования в других сферах, например, в системе социального обеспечения.

Государственные учреждения стремятся более широко использовать личный номер, поскольку считают, что для системы узкоспециализированных номеров нужна разработка нового программного обеспечения. Орган, который занимается вопросами защиты данных - Национальный комитет по обработке данных и гражданских свобод, наоборот, настаивает на использовании отдельных идентификаторов для конкретно определенных целей. Его призывы к Генеральному директорату налоговой службы, относительно введения вместо личного номера специального фискального номера для контроля за налоговыми отчислениями, увенчались успехом.
Германия

Вообще не существует никакого универсального номера. То, каким образом происходит идентификация лица, как в государственном, так и в частном секторе, зависит от конкретных обстоятельств. Попытки введения единого идентификатора встретили отпор со стороны Бундестага и Федерального Конституционного Суда, и полностью отвергнуты.
Греция

Законом, принятым в 1986 году, был введен регистрационный кодовый номер (ЕКАМ). Предусмотрено его использование в: удостоверениях личности, свидетельствах о рождении, списках избирателей и карточках избирателей, паспортах, карточках социального обеспечения, удостоверениях водителей автотранспортных средств, реестрах налогоплательщиков, муниципальных реестрах, реестрах греческих консульств.

Номера не используются универсально в государственном секторе, но реально существуют в ежедневных отношениях между государством и гражданином. Таким образом, они применяются довольно широко. На самом деле, нормы закона ЕКАМ еще не применялись. Принимая во внимание реакцию средств массовой информации, а также общественную мысль, правительство создало рабочую группу, которой поручено разработать поправки к закону.
Исландия

Вместе с введением национального централизованного реестра населения в 1953 году была внедрена система личных идентификационных номеров для облегчения управления реестром в административных и статистических целях. В 1987 году было принято решение о более широком применении этих номеров в сфере государственного управления в общем, чтобы предотвратить проблемы, связанные с именной идентификацией. Кроме их применения в государственном секторе, личные идентификационные номера, которые присваиваются любому в Исландии на протяжении первого года после рождения, сейчас также используются в банковской деятельности и заносятся в каждый финансовый документ, связанный с конкретным лицом.

Новый закон о защите данных вступил в силу 1 января 1990 года. В соответствии с параграфом 4 раздела 1 нового закона, его нормы применяются к данным, которые содержат информацию о частных отношениях лица, даже если оно не названо, но идентифицировано с помощью личного идентификационного номера. Соответственно параграфу 1, раздела 6 закона, передача реестров, которые содержат персональные данные, запрещена. Но разрешено дополнять реестр данными по конкретному личному идентификационному номеру, даже если они получены из данных реестра относительно третьих лиц.
Ирландия

В Ирландии не существует универсального многоцелевого личного идентификационного номера. Однако есть узкоспециализированные личные идентификационные номера, например, номер социального обеспечения, которое используется с определенной целью. Личные идентификаторы широко используются в частном секторе, в особенности в сфере финансовых услуг.

Имеет место очень ограниченное публичное обсуждение преимуществ и недостатков введения установленного государством многоцелевого идентификатора.
Люксембург

Принятый 30 марта 1979 года Закон "О числовой идентификации физических и юридических лиц" предусматривает присвоение идентификационного номера каждому физическому лицу, которое проживает в Люксембурге от рождения или вследствие иммиграции, или любому другому физическому лицу, зарегистрированному государственным органом или учреждением социального обеспечения. Использование номеров ограничивается деятельностью учреждений государственного управления или учреждений социального обеспечения и касается исключительно их непосредственных отношений с собственником номера. Большое Герцогское Постановление от 7 декабря 1979 года с позднее внесенными изменениями устанавливает перечень документов и баз данных, в которые должны заноситься идентификационные номера физических лиц. Постановление содержит в себе одну неудачную норму, которая разрешает собственникам реестров и баз данных, использующих личные идентификационные номера, делегировать свои полномочия по их использованию другим лицам и органам. Как результат этого, например, учреждения социального обеспечения, просят медицинских работников указывать идентификационные номера своих пациентов, а работодателей - идентификационные номера своих работников во всех документах, которые должны быть им предоставлены. Органы, которые занимаются защитой данных в Люксембурге, обеспокоены таким развитием этого процесса, поскольку оказывается, что использование личных идентификационных номеров выходит за пределы круга уполномоченных пользователей, определенных законом.
Нидерланды

Общий административный номер существует в Нидерландах с 1968 года. Этот номер использовался муниципалитетами для реестров населения. В 1985 году был предложен постепенный переход и поэтапное введение узкоспециализированных личных идентификационных номеров в конкретных сферах общественной жизни, где существует достаточная законодательная база, способная минимизировать нежелательное вмешательство в частную и семейную жизнь. Так налоговое законодательство теперь предусматривает, что систематическое декларирование доходов сопровождается налоговым номером соответствующих лиц. До 1989 года налоговый номер мог использоваться лишь для контроля за уплатой налогов. С того времени его сфера использования значительно расширилась на всю сферу социального обеспечения. Предложения относительно объединения общего административного номера с социальным фискальным номером стали объектом критики. Оппоненты этой идеи отстаивали необходимость правовой защиты и в частности потребность в законодательстве по защите данных, поскольку личные идентификационные номера могут быть использованы для потребностей всех государственных служб. Таким образом, в Нидерландах происходило поэтапное введение единого идентификатора для всего государственного сектора.
Норвегия

Каждому жителю Норвегии присваивается личный идентификационный номер на основании норм Закона "О реестре населения".

Личные идентификационные номера применяются и в других сферах государственного управления, которые нуждаются в идентификации граждан, например, социальное обеспечение и налогообложение. Использование личных идентификационных номеров как средства идентификации частично распространилось и на частный сектор, в частности на банковскую деятельность, страхование. Органы государственной власти, выполняя свои функции, требуют информацию об определенном идентификационном номере, и, как правило, в соответствии с законом и с подзаконными актами имеют право требовать от граждан предоставления такой информации. Законность требований частных компаний относительно предоставления такой информации зависит от того, предусмотрено ли это соглашением.

В соответствии с Законом "О реестре населения", контроль за созданием реестров, содержащих персональные данные, и использованием личных идентификационных номеров в реестрах, осуществляет Информационный Инспекторат. Нормы действующего законодательства и подзаконных актов запрещают использования личных идентификационных номеров во многих видах реестров и баз данных. Использование личных идентификационных номеров в других реестрах осуществляется соответственно нормами законодательства, уставами или разрешением Информационного Инспектората. Что касается предоставления такого разрешения, то Информационным Инспекторатом установлены правила сбора, хранения и использования личных идентификационных номеров.
Португалия

Введение единых национальных номеров строго запрещено ст.35 Конституции, которая принята в апреле 1977 года, с последующими поправками и дополнениями, внесенными в 1982 и 1989 годах. Закон, принятый в 1973 году, фактически предусматривал присвоение идентификационных номеров всем физическим и юридическим лицам. Личные идентификационные номера должны были заноситься во все официальные документы и реестры с 1 января 1975 года. Этот закон вошел в противоречие с Конституцией 1977 года. Таким образом, в Поругали не существует единого идентификатора, тем не менее есть узкоспециализированные номера: номер удостоверения личности, который образуется без какого-либо специального принципа формирования, номер в списке избирателей, фискальный номер (последовательное число, которое не несет в себе определенного содержательного значения), номер социального обеспечения и т.д. В Португалии, как и в других странах, существует большое количество разных номеров в частном секторе, которые используются с разной целью.
Испания

Несмотря на то, что попытки введения универсального идентификатора наподобие тех, какие используются в Скандинавских странах, происходили на протяжении всех семидесятых лет, система личных идентификационных номеров Испании все еще привязана к номеру документа, который удостоверяет личность гражданина. Декретом ?196/76 с изменениями, внесенными Декретом ?1245/85, определен номер удостоверения личности, который реально содержит в себе информацию о том, где был выдан этот документ, а не дату и место рождения собственника - как "общий личный идентификационный номер". Он используется в отношениях государственных органов с физическими лицами, а также для регулирования отношений между конкретными структурами частного сектора (например, банками) и отдельными лицами. Однако номера расширены за счет прибавления контрольных чисел государственными или частными органами, которые непосредственно их применяют. В соответствии с нормами закона 7/1985 лицам, которые не имеют испанского гражданства, предоставляется вместе с документом о местожительстве, разрешении на работу и т. д., серийный номер, который может использоваться в отношениях с государственными органами. Также (с 1966 года) лицам, которые не являются гражданами Испании, присваивается специальный отдельный номер социального обеспечения. Он отображает место регистрации, серийный номер и одно или два контрольных числа.

В 1990 году был внедрен новый фискальный номер, состоящий из номера удостоверения личности, к которому добавлено несколько контрольных чисел, неизвестные гражданину. Номер присваивается любому с момента рождения.
Швеция

Еще в 1947 году был введен регистрационный номер рождения. Постепенно он перерос в гражданский регистрационный номер для широкого многоцелевого использования и должен был заменить собою узкоспециализированные номера. Сейчас этот номер официально считается личным идентификационным номером. В дальнейшем личный идентификационный номер стал отображать, - родилось лицо за границей или нет. Личный идентификационный номер присваивается каждому лицу, которое зарегистрировано как шведский резидент.

Личный идентификационный номер в Швеции - это универсальный, многоцелевой идентификатор. Комиссия по вопросам защиты данных и открытости представила предложения по использования личных идентификационных номеров. Например, было предложено внести дополнение в Закон "О защите данных", чтобы уменьшить количество случаев, когда необходимо занесение личного идентификационного номера. Управление Информационного Инспектората является компетентным органом для осуществления надзора за использованием личных идентификационных номеров собственниками реестров и баз данных. С другой стороны было отмечено, что вопросы, связанные с использованием личных идентификационных номеров, должны быть урегулированы отдельным законом, которым бы в частности была предусмотрена невозможность использования личных идентификационных номеров в реестре для автоматической обработки данных, если лицо, чьи данные заносятся в реестр, на это не соглашается или в случае отсутствия правовых оснований для таких действий.
Швейцария

Хотя в Швейцарии не существует единого номера общего назначения, номер социального обеспечения (AVS) все большее выполняет эту роль. На самом деле номер социального обеспечения применяется многими частными и государственными учреждениями для управления фондом медицинского страхования, в отделах кадров, в реестре населения и т.д. Он используется даже воинским руководством. Номер составлен таким образом, что содержит в себе закодированную информацию о лице (имя, пол, гражданство Швейцарии) и контрольное число. В дальнейшем было признано необходимым расширение сферы использования номеров социального обеспечения.
Турция

В свидетельстве о гражданстве Турции указывается номер его собственника рядом с именем и фамилией, именами обоих родителей, датой и местом рождения. Также эта информация заносится в реестр актов гражданского состояния. Но гражданский номер не является универсальным многоцелевым идентификатором.
Великобритания

В границах органов государственной власти существует большое количество узкоспециализированных личных идентификационных номеров, например, национальный номер службы здравоохранения, национальный страховой номер, налоговый номер, номер удостоверения водителя автотранспортного средства. Такие номера составлены на основании имени, места рождения вместе с другими числами или имеют форму простых последовательных серийных номеров. Практика разная, в зависимости от сферы использования. Не удивительно, что количество идентификаторов в частном секторе - довольно большое. Дискуссии, которые происходят по введению удостоверения личности, равно как и новой формы местного налогообложения, обнаружили проблему единого идентификационного номера и угрозы, которую они могут составлять для свобод вообще.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из средств республиканского бюджета.



Похожие:

Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам всеобщего...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства»...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений»
Шенствования механизмов управления государственным жилищным фондом. Между тем проведенный анализ применения отдельных норм законодательства...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан
О внесении дополнений и изменений в Конституционный закон Республики Казахстан о судебной системе и статусе судей
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упорядочения и оптимизации проверок...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница