Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации




Скачать 303.74 Kb.
НазваниеРоссийская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации
страница1/3
Дата конвертации18.01.2013
Размер303.74 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
17 июля 1999 года N 181-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят

Государственной Думой

23 июня 1999 года
Одобрен

Советом Федерации

2 июля 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ,

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения
1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда
1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда
1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

определение основ государственного управления охраной труда;

разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда;

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;

организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

международное сотрудничество в области охраны труда;

другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;

государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях;

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;

другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Глава II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД

В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

3. На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи и иными федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся оплаты времени простоя, см. статью 157 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.

7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда
1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.
  1   2   3

Похожие:

Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconВнесен Правительством Российской Федерации российская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации
...
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconФедеральный закон от 17. 07. 1999 n 181-фз "об основах охраны труда в российской федерации" (принят гд фс РФ 23. 06. 1999)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками...
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconПоложение о службе охраны труда муниципального образовательного учреждения
Положение разработано в целях реализации ст. 12 закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» на основании «Рекомендаций...
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации
Вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного документа)
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации
Вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного документа)
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Настоящий  Федеральный   закон   в   соответствии   с Конституцией    Российской    Федерации     и
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconРоссийская федерация закон челябинской области об охране труда в челябинской области
Челябинской области по обеспечению единого порядка регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками,...
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconРоссийская федерация федеральный закон об основах социального обслуживания населения
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного...
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации icon  об основах охраны здоровья граждан В российской федерации 
Настоящий  Федеральный  закон  регулирует  отношения,  возникающие  в  сфере  охраны  здоровья 
Российская федерация федеральный закон об основах охраны труда в российской федерации iconФедеральный закон от 21. 11. 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; 
Федеральный закон от 12. 04. 2010 г. №61-фз «Об обращении лекарственных средств»; 
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница