Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.  




Скачать 77.78 Kb.
PDF просмотр
НазваниеНововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.  
Дата конвертации09.02.2014
Размер77.78 Kb.
ТипДокументы
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья 
граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.  
 
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на 
охрану  здоровья  и  медицинскую  помощь.  Медицинская  помощь  в 
государственных 
и 
муниципальных 
учреждениях 
здравоохранения 
оказывается  гражданам  бесплатно  за  счет  средств  соответствующего 
бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации 
финансируются  федеральные  программы  охраны  и  укрепления  здоровья 
населения, 
принимаются 
меры 
по 
развитию 
государственной, 
муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, 
способствующая  укреплению  здоровья  человека,  развитию  физической 
культуры  и  спорта,  экологическому  и  санитарно-эпидемиологическому 
благополучию.  Сокрытие  должностными  лицами  фактов  и  обстоятельств, 
создающих  угрозу  для  жизни  и  здоровья  людей,  влечет  за  собой 
ответственность в соответствии с федеральным законом.  
До  1  января  2012  года  в  Российской  Федерации  действовал 
федеральный  закон  «Основы  законодательства  РФ  об  охране  здоровья 
граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года, регулирующий отношения в сфере 
здравоохранения.  
С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу новый 
федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской 
Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года, который заменяет ФЗ № 5487-1 от 
22  июля  1993  года.  Закон    №  323  от  21  ноября  2011  года  имеет  много 
нововведений, а именно: 
Закон №323 гарантирует россиянам право на бесплатную медпомощь.  
Позволяет  пациенту  самому  выбрать  врача  и  медорганизацию  (раз  в  год).  
Закрепляет  единые  стандарты  оказания  медицинской  помощи  на  всей 
территории 
России. 
Эти 
требования 
распространяются 
на 
все 
медучреждения, независимо от формы собственности.  
В  новом  законе  также  указано  на  недопустимость  отказа  в  оказании 
медпомощи.  
Полномочия по организации оказания первой и скорой помощи, ранее 
возложенные  на  органы  местного  самоуправления,  закрепляются  за 
региональными властями. Муниципалитеты смогут получить полномочия по 
обеспечению организации медпомощи, только если госвласти делегируют им 
такие полномочия.  
Не может быть платной скорая помощь.  
Не  подлежат  оплате  назначение  по  медицинским  показаниям 
лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых, 
размещение  в  маломестных  палатах  пациентов  по  медицинским  или 
эпидемиологическим показаниям, пребывание в больнице родителя вместе с 
ребенком  до  4  лет,  если  это  обусловлено  медицинскими  показаниями  со 
стороны  ребенка. 
Медицинские  организации 
обязаны 
страховать 
гражданскую ответственность перед пациентами.  

Новым законом предусмотрено утверждение программы госгарантий 
бесплатной медицинской помощи для граждан России сроком на три года. В 
рамках  программы  государственных  гарантий  бесплатного  оказания 
гражданам медицинской помощи предоставляются: 
1)  первичная  медико-санитарная  помощь,  в  том  числе  доврачебная, 
врачебная и специализированная; 
2) 
специализированная 
медицинская 
помощь, 
в 
том 
числе 
высокотехнологичная; 
3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; 
4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях. 
Новый  закон  запрещает  клонирование  человека  и  эвтаназию.  Кроме  того, 
закрепляются 
правовые 
основы 
регулирования 
отношений 
по 
трансплантации органов и тканей. 
Закон  №  323  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  Российской 
Федерации» разрешает тестировать школьников на наркотики.  
Также  закон  вводит  обязательную  "неделю  тишины"  перед 
проведением  аборта.  После  посещения  врача  женщине  дается  "неделя 
тишины" (при сроке беременности до 11 недель) или "48 часов тишины" (при 
сроке 11 - 12 недель), чтобы она приняла решение обдуманно.   
Закон легализует "суррогатное материнство".  
Закон 
позволяет 
содержать 
в 
медицинских 
организациях 
государственной  и  муниципальной  систем  здравоохранения  детей-сирот, 
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  а  также  детей,  находящихся  в 
трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет. 
Новый  закон  позволяет  гражданам  заниматься  народной  медициной. 
Право  на  занятие  народной  медициной  имеет  гражданин,  получивший 
разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской 
Федерации в сфере охраны здоровья.  
Законом 
закреплено 
право 
профессиональных 
медицинских 
сообществ  участвовать  в  разработке  стандартов,  протоколов  лечения  и 
тарифов в системе обязательного медицинского страхования. 
В  законе  включена  статья,  устанавливающая  приоритет  прав  детей  при 
оказании медицинской помощи.  
Кроме  того,  закон  вносит  существенные  изменения  в  систему 
профессионального  медицинского  образования  –  отменяет  интернатуру  для 
врачей  поликлиник  и  вводит  обязательную  аккредитацию  медицинских 
специалистов. 
Гражданам,  страдающим    редкими  (орфанными)  заболеваниями 
гарантируется  обеспечение  лекарственными  средствами.  Перечень  редких 
(орфанных)  заболеваний  формируется  уполномоченным  федеральным 
органом  исполнительной  власти  на  основании  статистических  данных  и 
размещается  на  его  официальном  сайте  в  сети  "Интернет".  В  целях 
обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, 
утвержденный 
органом 
исполнительной 
власти, 
лекарственными 
препаратами  осуществляется  ведение  Федерального  регистра  лиц, 

страдающих  жизнеугрожающими  и  хроническими  прогрессирующими 
редкими  (орфанными)  заболеваниями,  приводящими  к  сокращению 
продолжительности жизни граждан или их инвалидности.  
В  законе  конкретизируется  порядок  оказания  платных  медицинских 
услуг,  определяются  условия  их  оказания  с  целью  разграничения  с 
бесплатной медицинской помощью.  
В  статье  84  закона  №  323  указано,  что  граждане  имеют  право  на 
получение  платных  медицинских  услуг,  предоставляемых  по  их  желанию 
при  оказании  медицинской  помощи,  и  платных  немедицинских  услуг 
(бытовых,  сервисных,  транспортных  и  иных  услуг),  предоставляемых 
дополнительно  при  оказании  медицинской  помощи.    Медицинские 
организации,  участвующие  в  реализации  программы  государственных 
гарантий  бесплатного  оказания  гражданам  медицинской  помощи  и 
территориальной  программы  государственных  гарантий  бесплатного 
оказания  гражданам  медицинской  помощи,  имеют  право  оказывать 
пациентам платные медицинские услуги: 
1) 
на 
иных 
условиях, 
чем 
предусмотрено 
программой 
государственных  гарантий  бесплатного  оказания  гражданам  медицинской 
помощи,  территориальными  программами  государственных  гарантий 
бесплатного  оказания  гражданам  медицинской  помощи  и  (или)  целевыми 
программами; 
2)  при  оказании  медицинских  услуг  анонимно,  за  исключением 
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 
3)  гражданам  иностранных  государств,  лицам  без  гражданства,  за 
исключением  лиц,  застрахованных  по  обязательному  медицинскому 
страхованию,  и  гражданам  Российской  Федерации,  не  проживающим 
постоянно  на  ее  территории  и  не  являющимся  застрахованными  по 
обязательному  медицинскому  страхованию,  если  иное  не  предусмотрено 
международными договорами Российской Федерации; 
4)  при  самостоятельном  обращении  за  получением  медицинских 
услуг.  
Отказ  пациента  от  предлагаемых  платных  медицинских  услуг  не 
может  быть  причиной  уменьшения  видов  и  объема  оказываемой 
медицинской  помощи,  предоставляемых  такому  пациенту  без  взимания 
платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания 
гражданам 
медицинской 
помощи 
и 
территориальной 
программы 
государственных  гарантий  бесплатного  оказания  гражданам  медицинской 
помощи. 
 
 
Новый  закон  гарантирует  россиянам  право  на  бесплатную  медпомощь, 
позволяет  пациенту  самому  выбрать  лечащего  врача  и  медорганизацию, 
закрепляет  единые  стандарты  оказания  медицинской  помощи  на  всей 
территории России. Уточняется также порядок оказания платных медуслуг. 

В  частности,  в  документе  указывается,  что  не  может  быть  платной  скорая 
помощь.  Кроме  того,  не  подлежат  оплате  назначение  по  медицинским 
показаниям  лекарственных  препаратов,  не  входящих  в  перечень  жизненно 
необходимых,  размещение  в  маломестных  палатах  пациентов  по 
медицинским или эпидемиологическим показаниям, пребывание в больнице 
родителя  вместе  с  ребенком  до  четырех  лет,  если  это  обусловлено 
медицинскими показаниями со стороны ребенка. 
Закон  также  обязывает  медицинские  организации  страховать  гражданскую 
ответственность перед пациентами. Благодаря Рошалю у профессиональных 
медицинских  сообществ  появилось  право  участвовать  в  разработке 
стандартов,  протоколов  лечения  и  тарифов  в  системе  ОМС.  Впервые 
предусмотрено 
утверждение 
программы 
госгарантий 
бесплатной 
медицинской помощи для граждан России сроком на три года. 
Документ  официально  запрещает  клонирование  человека  и  эвтаназию,  а 
также  гарантирует  лекарственное  обеспечение  людям  с  редкими 
(орфанными)  заболеваниями.  Кроме  того,  он  вносит  существенные 
изменения  в  систему  профессионального  медицинского  образования  – 
отменяет  интернатуру  для  врачей  поликлиник  и  вводит  обязательную 
аккредитацию медицинских специалистов. 
Госдума  во  вторник  приняла  во  втором  и  третьем  чтениях закон  об  охране 
здоровья 
в  РФ,  который  ранее  вызвал  бурное  обсуждение  в  СМИ  и 
профессиональном сообществе, сообщает РИА "Новости". 
Напомним,  что  рассмотрение  законопроекта  во  втором  чтении  было 
перенесено на осень в связи с волной общественного недовольства, которую 
вызвал  проект  закона.  С  текстом  принятого  законопроекта  можно 
ознакомиться  на  сайте  Автоматизированной  системы  обеспечения 
законодательной  деятельности   Документ  гарантирует  россиянам  право  на 
бесплатную  медпомощь,  позволяет  пациенту  самому  выбрать  врача  и 
медорганизацию  (раз  в  год),  закрепляет  единые  стандарты  оказания 
медицинской помощи на всей территории России. 
Эти  требования  распространяются  на  все  медучреждения,  независимо  от 
формы собственности. В проекте также указано на недопустимость отказа в 
оказании медпомощи. 
Уточнены  полномочия  федеральных  и  региональных  органов  госвласти.  К 
ведению федеральных органов относится реализация мер по спасению жизни 
людей  при  чрезвычайных  ситуациях,  организация  медицинской  эвакуации, 
координация  и  внедрение  передовых  медицинских  технологий.  За 
федеральным  уровнем  закрепляются  также  полномочия  по  контролю  за 
соответствием  качества  и  безопасности  оказываемой  медпомощи, 
медицинских изделий. 

Полномочия  по  организации  оказания  первой  и  скорой  помощи,  ранее 
возложенные  на  органы  местного  самоуправления,  закрепляются  за 
региональными властями. Муниципалитеты смогут получить полномочия по 
обеспечению организации медпомощи, только если госвласти делегируют им 
такие полномочия. 
К  нововведениям  относится  законодательное  регулирование  паллиативной 
(поддерживающей)  помощи,  которая  оказывается  бесплатно  в  рамках 
программы госгарантий. 
В  проекте  закреплены  гарантии  лекарственного  обеспечения  больных  с 
редкими заболеваниями за счет средств из региональных бюджетов, а также 
пожертвований,  в  том  числе  перечисленных  на  счета  бюджетов  регионов. 
При  этом  государство  берет  на  себя  обеспечение  лекарственными 
препаратами  за  счет  федерального  бюджета  тех,  чья  болезнь  относится  к 
определенной группе. 
В  законопроекте  конкретизируется  порядок  оказания  платных  медицинских 
услуг,  определяются  условия  их  оказания  с  целью  разграничения  с 
бесплатной медицинской помощью. 
В  частности,  не  может  быть  платной  скорая  помощь.  Не  подлежат  оплате 
назначение  по  медицинским  показаниям  лекарственных  препаратов,  не 
входящих  в  перечень  жизненно  необходимых,  размещение  в  маломестных 
палатах  пациентов  по  медицинским  или  эпидемиологическим  показаниям, 
пребывание  в  больнице  родителя  вместе  с  ребенком  до  4  лет,  если  это 
обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка. 
Закон  также  обяжет  медицинские  организации  страховать  гражданскую 
ответственность  перед  пациентами.  Впервые  предусмотрено  утверждение 
программы  госгарантий  бесплатной  медицинской  помощи  для  граждан 
России сроком на три года. 
Кроме  того,  закрепляются  правовые  основы  регулирования  отношений  по 
трансплантации  органов  и  тканей,  повторно  утверждается  запрет  на 
клонирование человека и эвтаназию. 
Глава  Минздравсоцразвития  Татьяна  Голикова  ранее  отметила,  что 
законопроект  содержит  много  нововведений,  многие  из  которых  уже 
существуют  в  жизни,  но  не  урегулированы  законодательно.  В  частности, 
документ  разрешает  тестировать  школьников  на  наркотики.  Также 
законопроект  вводит  обязательную  "неделю  тишины"  перед  проведением 
аборта. После посещения врача женщине дается "неделя тишины" (при сроке 
беременности  до  11  недель)  или  "48  часов  тишины"  (при  сроке  11  -  12 
недель), чтобы она приняла решение обдуманно. 

Напомним, в Москве и ряде регионов России прошел ряд митингов женщин, 
отстаивающих свое право на аборт под лозунгом "Мое тело - мое дело". 
Также  законопроект,  по  словам  Голиковой,  легализует  "суррогатное 
материнство",  которое  уже  существует  в  России,  но  требует 
законодательного регулирования. 
Законопроект реформирует систему медицинского образования. В частности, 
предлагается упразднить интернатуру, оставив только ординатуру. Вводится 
аккредитация специалистов. 
В  документе  также  были  учтены  поправки,  подготовленные  главой 
Национальной  медицинской  палаты  Леонидом  Рошалем  -  закреплено  право 
профессиональных  медицинских  сообществ  участвовать  в  разработке 
стандартов,  протоколов  лечения  и  тарифов  в  системе  обязательного 
медицинского  страхования.  Именно  этот  тезис  потребовал  уточнения  и 
возвращения документа ко второму чтению. 
В  соответствии  с  дополнительной  поправкой  правительство  РФ  будет 
определять  порядок  и  критерии  получения  такими  организациями  статуса 
общероссийских,  что  позволит  им  участвовать  в  совещательных  органах, 
созданных  уполномоченными  ведомствами,  органах  управления  фондов 
ОМС и в разработке программ госгарантий бесплатного оказания гражданам 
медпомощи. 
Родительские организации объявили голодовку против законопроекта 
Более  50  родительских  организаций  обратились  накануне  к  президенту  РФ 
Дмитрию  Медведеву  в  связи  с  рассмотрением  данного  закона.  Так,  члены 
Ассоциации  родительских  комитетов  и  сообществ  заявляют  о  том,  что  в 
процессе  доработки  законопроекта  замечания  и  предложения  институтов 
гражданского  общества  практически  не  были  учтены,  несмотря  на  то  что 
конкретные  поправки  были  внесены  в  Государственную  думу  в 
установленном порядке, сообщает РБК. 
В  связи  с  этим  родительские  организации  призвали  к  всеобщей  голодовке, 
чтобы  остановить  прохождение  законопроекта  в  Госдуме.  В  течение 
неполного  дня  акцию  подержали  более  600  родителей  из  разных  уголков 
страны.  В  случае  принятия  законопроекта  в  Госдуме,  будет  предпринята 
вторая  массовая  голодовка.  Также  обе  голодовки  посвящены  требованию 
учитывать волю граждан при написании и принятии законов. 
"Если закон пройдет третье чтение, то необходимые поправки уже не внести, 
придется требовать отклонения закона целиком. В связи с этим необходимо 
немедленно отреагировать", - говорится в заявлении общественности. 

По сообщению представителей родительских организаций, на столь крайние 
меры  общественность  толкает  продолжающееся  внедрение  в  российское 
законодательство  ювенальных  технологий,  результатом  которых  является 
порочная практика отбирания детей из семей и помещения их в приюты при 
живых родителях под предлогом нарушения их прав. 
Так,  во  втором  чтении  в  законопроект  возвращено  опасное  для  семьи 
определение  здоровья  как  состояния  физического,  психического  и 
социального  благополучия  человека,  которое  ранее  было  исключено  под 
давлением  институтов  гражданского  общества.  Учитывая,  что  угроза 
здоровью  согласно  ст.77  Семейного  кодекса  РФ  является  основанием  для 
немедленного отобрания ребенка из семьи, определение здоровья в широкой 
редакции  ВОЗ  (для  общечеловеческих,  а  не  для  юридических  целей) 
позволит  отбирать  детей  из  семей  по  социальному  признаку,  то  есть  из-за 
бедности. 
Помимо  этого  во  втором  чтении  также  неожиданно  в  текст  законопроекта 
включена  статья,  устанавливающая  приоритет  прав  детей  при  оказании 
медицинской помощи, что означает превосходство прав детей в этой области 
над  правами  иных  граждан,  в  том  числе  родителей.  Это  может  привести  к 
необоснованному  умалению  прав  родителей  при  решении  любых  вопросов, 
касающихся  здоровья  их  детей,  в  том  числе  профилактических  прививок, 
полового  просвещения,  репродуктивных  прав  и  др.  В  западных  странах 
запрет  родителей  посещать  уроки  секспросвета  часто  заканчивается 
отобранием  ребенка.  По  мнению  экспертов,  введение  приоритета  детских 
прав  в  российское  законодательство  не  соответствует  конституционному 
принципу  равенства  прав  и  свобод  граждан,  а  также  общепризнанным 
принципам и нормам международного права и может иметь для российских 
семей самые печальные последствия. 
Положение  ч.3  ста.54  законопроекта  позволяет  содержать  в  медицинских 
организациях  государственной  и  муниципальной  систем  здравоохранения 
детей-сирот,  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  а  также  детей, 
находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  до  достижения  ими  возраста 
четырех лет. Согласно действующему законодательству дети, находящиеся в 
трудной  жизненной  ситуации,  это  в  первую  очередь  дети  из 
малообеспеченных  семей.  В  отличие  от  детей-сирот,  у  них  есть  родители. 
Однако в законопроекте ничего не говорится о том, что  такое помещение и 
содержание  детей  в  медицинских  учреждениях  может  осуществляться  с  их 
согласия. 
Между  тем  уже  сегодня  действует  практика,  при  которой  дети,  изъятые  из 
семьи по широким и неопределенным критериям, в том числе из-за бедности, 
помещаются в медицинские учреждения, где удерживаются без достаточных 

правовых  оснований  и  без  решения  суда.  При  этом  родители  к  детям  не 
допускаются. 
Принятие  такого  положения  может  создать  условия,  при  которых  дети  из 
малообеспеченных  семей  будут  удерживаться  в  медучреждениях  без 
согласия  родителей.  Такое  положение  является  дискриминацией  по 
социальному признаку, запрещенной в ст.19 Конституции РФ. 
В  законопроекте  также  сохранено  действующее  положение,  фактически 
лишающее  родителей  права  на  охрану  здоровья  своих  несовершеннолетних 
детей по достижении ими 15-летнего возраста. По данному положению, вся 
информация  о  здоровье  детей  является  для  родителей  врачебной  тайной  и 
любое  медицинское  вмешательство  (к  примеру,  аборт)  возможно  лишь  с 
письменного  согласия  самого  ребенка,  составленного  без  ведома  и  участия 
его родителей. 
Такое  положение  вряд  ли  может  привести  к  укреплению  здоровья 
подрастающего  поколения,  которое  сегодня  является  одним  из  приоритетов 
национальной политики нашей страны. 
Все  эти  положения  нарушают  права  родителей  на  воспитание  своих  детей, 
установленные  в  ст.38  Конституции  РФ,  говорится  в  обращении. 
Обеспокоенные  родители  надеются,  что  вмешательство  первого  лица 
поможет оказать содействие в учете позиции общественности по данн 
В  первый  день  2012  года вступает  в  силу  новый  закон  об  охране  здоровья 
граждан.  
В  свое  время  он  вызвал  немало  споров,  в  документ  в  результате 
внесли  около  сотни  поправок,  и  вот  теперь  он  заменит  своего 
предшественника от 1993 года. 
В новом законе прописано право всех россиян на бесплатную медпомощь и 
введены  единые  стандарты  ее  оказания.  Уточняется  также  порядок 
предоставления  платных  медицинских  услуг.  Документ  позволяет  пациенту 
самостоятельно  выбирать  и  врача,  и  клинику,  а  медструктуры  обязаны 
страховать 
гражданскую 
ответственность 
перед 
больными. 
У 
профессиональных  медицинских  сообществ  появилось  право  участвовать  в 
разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе ОМС. 
Из новшеств также - введенная обязательная пауза в несколько дней между 
обращением  женщины  и  проведением  операции  по  прерыванию 
беременности. Этот пункт вызвал наибольшие споры - наряду с разрешением 
суррогатного  материнства,  новыми  правовыми  основами  трансплантации  и 
разрешением  тестировать  школьников  на  наркотики.  А  еще  документ 
официально  запрещает  клонирование  человека  и  эвтаназию,  а  также 
гарантирует  обеспечение  лекарствами  людей  с  редкими  заболеваниями, 
передает телекана 

Как  сообщалось  ранее,  новый  закон  вызвал  много  нареканий  со  стороны 
пациентов  и  профессиональных  сообществ.  Документ  планировалось 
принять  еще  летом  2011  года,  однако  тогда  под  давлением  таких 
организаций,  как  Национальная  медицинская  палата  во  главе  с  Леонидом 
Рошалем,  Пироговское  движение  врачей,  Общество  специалистов 
доказательной медицины, "Лига пациентов", Формулярный комитет РАМН и 
другие, рассмотрение законопроекта отложили на три месяца. За этот срок в 
ходе  дополнительного  обсуждения  с  представителями  медицинского 
сообщества и общественных организаций в документ было внесено около ста 
из предложенных поправок. 
Новый  закон  гарантирует  россиянам  право  на  бесплатную  медпомощь, 
позволяет  пациенту  самому  выбрать  лечащего  врача  и  медорганизацию, 
закрепляет  единые  стандарты  оказания  медицинской  помощи  на  всей 
территории России. Уточняется также порядок оказания платных медуслуг. 
В  частности,  в  документе  указывается,  что  не  может  быть  платной  скорая 
помощь.  Кроме  того,  не  подлежат  оплате  назначение  по  медицинским 
показаниям  лекарственных  препаратов,  не  входящих  в  перечень  жизненно 
необходимых,  размещение  в  маломестных  палатах  пациентов  по 
медицинским или эпидемиологическим показаниям, пребывание в больнице 
родителя  вместе  с  ребенком  до  четырех  лет,  если  это  обусловлено 
медицинскими показаниями со стороны ребенка. 
Закон  также  обязывает  медицинские  организации  страховать  гражданскую 
ответственность перед пациентами. Благодаря Рошалю у профессиональных 
медицинских  сообществ  появилось  право  участвовать  в  разработке 
стандартов,  протоколов  лечения  и  тарифов  в  системе  ОМС.  Впервые 
предусмотрено 
утверждение 
программы 
госгарантий 
бесплатной 
медицинской помощи для граждан России сроком на три года. 
Документ  официально  запрещает  клонирование  человека  и  эвтаназию,  а 
также  гарантирует  лекарственное  обеспечение  людям  с  редкими 
(орфанными)  заболеваниями.  Кроме  того,  он  вносит  существенные 
изменения  в  систему  профессионального  медицинского  образования  – 
отменяет  интернатуру  для  врачей  поликлиник  и  вводит  обязательную 
аккредитацию медицинских специалистов. 
Наибольшее  число  протестов  вызвали  такие  положения  нового  закона,  как 
разрешение  суррогатного  материнства  и  тестирования  школьников  на 
наркотики,  новые  правовые  основы  трансплантации,  в  том  числе  у  детей,  а 
также введение обязательной "недели тишины" между обращением женщины 
и  проведением  аборта  на  сроке  беременности  до  11  недель,  или  "48  часов 
тишины" – на сроке от 11 до 12 недель. 
 

Российская газета: Был принят важнейший Закон "Об основах охраны 
здоровья  граждан  в  Российской  Федерации".  Известно,  что  работа  над 
ним была непростой...
 
Ольга  Борзова: Закон  имеет  высокую  социальную  значимость.  Он 
гарантирует  качественную  и  доступную  медицинскую  помощь,  социальную 
защищенность  граждан  в  случае  утраты  здоровья,  устанавливает 
ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан в 
области  охраны  здоровья,  определяет  основные  принципы  охраны  здоровья 
граждан.  В  него  включены  все  основополагающие  принципы  охраны 
здоровья. 
РГ:  У  многих  вызывало  возражения  то,  что  в  документе  узаконено 
оказание  платных  услуг  в  государственных  и  муниципальных 
медицинских учреждениях. Но ведь принцип бесплатности медицинской 
помощи сохранен?
 
Борзова: Закон  четко  установил  бесплатность  оказания  для  граждан  всех 
основных видов медицинской помощи в рамках программы государственных 
гарантий:  первичной  медико-санитарной,  специализированной  (в  т.ч. 
высокотехнологичной), скорой и паллиативной. 
Кроме  того,  бесплатной  для  граждан  является  замена  лекарства  на  более 
дорогое  в  случае  непереносимости  назначенного  препарата,  и  т.д.  И, 
пожалуй,  одна  из  важнейших  норм  закона  -  обязательность  исполнения 
порядков 
оказания 
медицинской 
помощи 
всеми 
медицинскими 
организациями  страны,  оказывающими  помощь  в  рамках  программы 
госгарантий.  В  течение  переходного  периода  будут  реализованы 
региональные  программы  модернизации  здравоохранения,  что  позволит  к  1 
января  2013  год  создать  во  всех  субъектах  Российской  Федерации  условия 
для работы по единым порядкам оказания медицинской помощи. 
РГ: В законе немало и других новелл. Какие из них наиболее важные? 
Борзова: Многое  изменится  в  правах  самих  медиков,  в  медицинском 
образовании.  Профессиональная  подготовка,  переподготовка  и  повышение 
квалификации  медицинских  кадров  будут  осуществляться  за  счет  средств 
работодателя.  Кроме  того,  повышены  и  требования  к  системе  подготовки 
медицинских работников. 
В  законе  заложены  основы  саморегулирования  в  сфере  здравоохранения,  а 
также  расширены  права  медицинских  профессиональных  некоммерческих 
организаций.  Законодательно  закреплено  понятие  экспертизы  качества 
медицинской  помощи  и  право  граждан  на  независимую  медицинскую 
экспертизу.  Существенное  количество  таких  поправок  было  внесено  в 
законопроект  на  основании  предложений,  внесенных  профессиональными 

экспертами  и  общественными  объединениями,  а  также  обычными 
гражданами. 
РГ:  Какие  задачи  стоят  перед  Комитетом  по  охране  здоровья  Госдумы 
нового созыва?
 
Борзова: Пока  рано  говорить  о  работе  над  какими-то  конкретными 
законопроектами.  Решение  о  работе  над  тем  или  иным  законом  будет 
приниматься  коллегиально,  на  заседаниях  комитета.  Отмечу  только,  что  в 
перспективе  -  целый  пакет  федеральных  законов,  продолжающих 
формирование  правового  поля  в  сфере  здравоохранения,  "достраивающих" 
Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". 
Они будут конкретизировать и уточнять положения базового закона, которые 
в силу его рамочного характера не могли быть прописаны в нем самом. Мы 
готовы  работать  над  законопроектом  о  донорстве органов  и  (или)  тканей, о 
биомедицинских технологиях и других, в которых будут изложены правовые, 
экономические и организационные механизмы реализации тех возможностей, 
которые дают нашему здравоохранению новые "основы". 
РГ:  Госдумой  был  также  принят  Закон  "Об  обращении  лекарственных 
средств"...
 
Борзова: В нем, в частности, больные, страдающие заболеваниями, которые 
требуют  дорогостоящей  терапии,  выделены  в  отдельную  группу.  Лекарства 
для них централизованно закупаются на федеральном уровне и поступают в 
регионы. При этом бесплатно обеспечиваются лекарствами все больные, а не 
только инвалиды. 
Расходы  федбюджета  по  этой  статье  и  количество  пациентов,  получающих 
дорогостоящие  лекарства,  ежегодно  растут.  В  2011  году  на  обеспечение 
более  чем  77  тысяч  больных  было  выделено  почти  48  миллиардов  рублей, 
что на 3 миллиарда рублей больше, чем в 2010-м. А в бюджете на 2012 год и 
плановый  период  2013  и  2014  годов  предусмотрено  увеличение 
финансирования  программы  "7  нозологий"  более,  чем  на  13  процентов, 
общая сумма превысит 54 миллиарда рублей. 
 
 

Помощник  
Катав-Ивановского  
городского прокурора                                                                       А.Н. Калинин 
 
тел. 8 (35147) 23631 


Похожие:

Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconНововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.  

Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconФедеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconФедеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей...
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconПроект Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
...
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   icon Регламенты и руководства международных спортивных федераций  
Федеральный закон №323 «об основах охраны здоровья  граждан В российской федерации» 
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconФедеральный закон от 21. 11. 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; 
Федеральный закон от 12. 04. 2010 г. №61-фз «Об обращении лекарственных средств»; 
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   icon  об основах охраны здоровья граждан В российской федерации 
Настоящий  Федеральный  закон  регулирует  отношения,  возникающие  в  сфере  охраны  здоровья 
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconВнесен Правительством Российской Федерации российская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации
...
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconРоссийская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации
Вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного документа)
Нововведения федерального закона «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011 года.   iconРоссийская федерация федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в российской федерации
Вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101 данного документа)
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница