Концепция к проекту Закона Республики Казахстан




Скачать 230.79 Kb.
НазваниеКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Дата конвертации30.07.2013
Размер230.79 Kb.
ТипДокументы


Концепция

к проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Казахстан по вопросам

всеобщего декларирования доходов и имущества граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство»


  1. Название законопроекта


Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам всеобщего декларирования доходов и имущества граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство».


  1. Обоснование необходимости разработки законопроекта


Согласно поручению Президента Республики Казахстан от 6 июня 2010 года № 3065 и Программе «Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2005 года № 969, переход на всеобщее декларирование доходов физических лиц обозначен как одно из основных мероприятий совершенствования налогового администрирования.

В связи с чем, постановлением  Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2010 года № 975 одобрена Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство (далее – Концепция), и утвержден План мероприятий по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство (далее – План).

Во исполнение пункта 1 Плана Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. от 21 января 2011 года № 4-р утвержден состав Рабочей группы по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества (далее – Рабочая группа) для выработки предложений по переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство.

В целях обсуждения вопросов по переходу к всеобщему декларированию с общественностью и создания условий для реализации обязанности по представлению декларации гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство, в состав Рабочей группы помимо заинтересованных уполномоченных государственных органов входят представители Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», Форума предпринимателей Казахстана, Объединения юридических лиц «Ассоциация финансистов Казахстана».

Переход на всеобщее декларирование обусловлен следующим.

При наличии в Казахстане достаточно низких налоговых ставок с доходов и имущества физических лиц масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными. Анализ данных официальной статистики показывает, что около 50% доходов физических лиц, проживающих в Республике Казахстан, не облагается налогами.

Развитие малого бизнеса, рынка ценных бумаг, рынка недвижимости в Республике Казахстан не дали адекватного роста поступлений в бюджет в виде индивидуального подоходного налога. Так, по результатам 2010 года основным источником доходов бюджета в Республике Казахстан остается корпоративный подоходный налог (около 36,4 % от доходов государственного бюджета с учетом Национального фонда), а поступления индивидуального подоходного налога составляют незначительную долю (6,3 % от доходов государственного бюджета с учетом Национального фонда). При этом бюджеты развитых стран в основном формируются за счет налогов с физических лиц.

Развитие рыночной экономики обуславливает увеличение объема доходов физических лиц, с которых не производится удержание налога у источника выплаты и которые по законодательству подлежат декларированию физическими лицами самостоятельно, что в свою очередь требует организации эффективного контроля со стороны государства за полнотой отражения таких доходов.

Вместе с тем, обеспечение всеобъемлющего контроля отражения физическими лицами доходов и имущества для целей налогообложения и выявление лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, затруднено, поскольку в настоящее время декларацию о доходах и сведения об имуществе представляет лишь незначительная часть населения республики (3,8% от граждан Республики Казахстан) - депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи и физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

Всеобщее декларирование, как административный инструмент, необходим для создания действенной межотраслевой системы противодействия теневой экономике, повышения эффективности валютного контроля и финансового мониторинга.

Всеобщее декларирование представляет собой представление декларации о доходах и имуществе всеми физическими лицами.

Поскольку в действующем законодательстве отсутствуют положения, регулирующие составление и представление декларации по доходам и имуществу, находящемуся на праве собственности всеми гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство, требуется разработка законодательной основы для перехода к всеобщему декларированию.

В связи с этим, необходимо внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в части предусмотрения обязанности по представлению декларации о доходах и имуществе всеми гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство.

При этом, законопроектом будет предусмотрена обязанность по представлению декларации при вхождении в систему декларирования, что будет являться началом декларирования доходов и имущества. В такой декларации предполагается фиксировать сведения об имуществе физического лица на конкретную дату, находящемуся на праве собственности, причем как в Республике Казахстан, так и за ее пределами. В последующем физические лица будут обязаны ежегодно декларировать доходы за отчетный период и имущество по состоянию на 31 декабря отчетного периода.

Поскольку Концепцией предполагается поэтапный переход на всеобщее декларирование, следует законодательно закрепить переходные положения в части представления каждого вида декларации по отдельным категориям налогоплательщиков.

Так, в первом полугодии 2014 года предполагается представление первой декларации работниками государственных учреждений (в т.ч. лицами, на которых возложена обязанность по представлению декларации действующим законодательством), государственных предприятий, национальных холдингов, национальных институтов развития, национальных компаний и национального управляющего холдинга.

В течение 2014 года лица, вновь принятые на работу в указанные организации, будут представлять первую декларацию при приеме на работу.

В 2015 году лица, представившие первую декларацию в течение 2014 года, должны будут представить годовую декларацию по итогам 2014 года независимо от того, продолжают они работать в указанных организациях или нет. При этом, в случае увольнения сотрудника из указанной организации, данное лицо обязано представить годовую декларацию за отчетный налоговый период в общеустановленном порядке.

В 2016 году предполагается представление первой декларации всеми остальными гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство, на которых не было распространено обязательство по представлению декларации в 2014 и 2015 годах.

С 2017 года предполагается осуществление полного перехода на всеобщее декларирование, то есть все граждане Республики Казахстан и лица, имеющие вид на жительство, будут обязаны представлять ежегодную декларацию.

Законопроектом предполагается установить сроки представления декларации о доходах и имуществе.

При этом, учитывая, что в соответствии с действующим налоговым законодательством срок представления деклараций по корпоративному подоходному налогу, индивидуальному подоходному налогу, налогу транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество определен на 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, и основной поток приема налоговой отчетности приходится на указанную дату, а представление декларации всеми физическими лицами приведет к увеличению нагрузки на информационные системы по приему и обработке деклараций, поскольку планируется принять и обработать порядка 16,3 млн. деклараций предполагается срок представления декларации определить не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Законопроектом также будут закреплены основные сведения, которые предполагается отразить в декларации.

В частности, планируется закрепить требование об отражении в декларации информации о недвижимом имуществе, транспортных средствах, кредиторской и дебиторской задолженности, ценных бумагах, вкладах в банковских учреждениях, пенсионных накоплениях, доходах из различных источников, в том числе за рубежом.

Также в законопроекте предполагается предусмотреть определение порядка представления декларации отдельными категориями физических лиц.

Так, предполагается, что несовершеннолетние будут представлять декларацию при наличии доходов или недвижимого имущества, или банковского счета, или движимого имущества, права и (или) сделки по которому подлежат государственной регистрации, или в случае, если стоимость денежных подарков за год превысила эквивалент 5 000 долларов США (730 000 тенге).

Декларация за несовершеннолетнего будет представляться одним из родителей по выбору, на основании заявления родителя о закреплении ответственности по предоставлению декларации. Также предполагается предусмотреть возможность в случае необходимости внести изменения в ранее представленные заявления (например, в случае развода родителей). В случае смерти родителя, который должен сдавать декларацию, декларация будет представляться оставшимся родителем либо опекуном (попечителем).

В связи с чем, предполагается внести изменения и дополнения, в том числе в Законы Республики Казахстан «О браке и семье» и «О правах ребенка в Республике Казахстан» в части закрепления ответственности и определения процедуры представления декларации за несовершеннолетних.

Кроме того, предполагается, что за лиц, находящихся в интернатных, медико-социальных учреждениях и Центрах социальной адаптации декларация будет представляться уполномоченным лицом данного учреждения, а за инвалидов с ограниченной жизнедеятельностью, недееспособных лиц и дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности декларация будет представляться лицом, у которого данное лицо находится под опекой.

При этом, в законопроекте предполагается отразить соответствующие документы, подтверждающие право быть уполномоченным лицом по представлению декларации за подопечных лиц.

Вместе с тем, планируется оказание помощи отдельным слоям населения по заполнению декларации (пенсионерам, инвалидам, малоимущим и т.д.), при этом будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления таким лицам деклараций бесплатно.

В целом предполагается создание условий для перехода от явочного способа представления деклараций к представлению их преимущественно в электронном виде, в том числе через развитие сети «Терминалов налогоплательщиков» в налоговых органах с сохранением альтернативной возможности представления декларации по почте заказным письмом с уведомлением. В связи с чем, в целях предоставления возможности составления и отправления деклараций налоговым органам в электронном виде в законопроекте будут определены основные положения по порядку выдачи криптографических ключей физическим лицам и лицам, оказывающим услуги населению по составлению и представлению деклараций.

В целях обеспечения эффективности работы по приему и обработке деклараций предполагается сконцентрировать выполнение данных функций в пяти региональных Центрах обработки деклараций (далее - ЦОД) в городах: Астана, Атырау, Талдыкорган, Шымкент и Кокшетау.

Каждый ЦОД в своем регионе будет обслуживать одновременно налогоплательщиков нескольких близлежащих областей, за счет чего высвободятся трудовые ресурсы налоговых органов, которые будут непосредственно заняты только налоговым администрированием, являющимся одной из основных функций органов налоговой службы.

При этом, предполагается наделить ЦОДы функциями по приему, обработке, отправке деклараций на центральный сервер Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, архивированию, формированию и направлению уведомлений налогоплательщикам.

Таким образом, для сотрудников ЦОД должны быть созданы хорошие условия для эффективного труда – большие производственные площади, оснащение современной техникой – компьютерами, сканерами, аппараты для вскрытия почтовых конвертов и др. Техническое оснащение ЦОД предусмотрено в 2013 году в рамках совместного со Всемирным Банком Проекта с по реформированию налогового администрирования в Казахстане.

Вместе с тем, законодательно предполагается определить порядок обеспечения сохранности сведений, указанных в декларациях. Такой порядок будет включать процедуры по принятию на себя работниками, не являющимися государственными служащими, осуществляющими техническую работу в ЦОДах, обязательства по неразглашению и меры ответственности за разглашение сведений, указанных в декларациях, по обеспечению невозможности доступа указанных лиц к сведениям деклараций, хранящихся в информационных системах. Также законопроектом будут предусмотрены основные положения по порядку хранения и контроля доступа к сведениям деклараций, хранящихся на бумажном носителе.

В части применения налоговых вычетов законопроектом будет определен перечень и порядок их применения.

В рамках законопроекта будет пересмотрен порядок налогообложения физических лиц в части реформирования специальных налоговых режимов на основе патента, упрощенной декларации, для крестьянских и фермерских хозяйств, а также отдельного порядка налогообложения для частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов.

В целях налогового администрирования в рамках законопроекта предполагается определить порядок проведения камерального контроля деклараций по доходам и имуществу, суть которого будет заключаться в сопоставлении сведений, отраженных в декларации по доходам и имуществу физического лица:

со сведениями государственных органов, банковских учреждений, пенсионных фондов и юридических лиц, представляющих сведения для камерального контроля;

в динамике со сведениями ранее представленных деклараций по доходам и имуществу такого физического лица;

со сведениями других деклараций, представленных таким физическим лицом;

со сведениями деклараций, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые являются контрагентами такого физического лица;

по соответствию крупных расходов на потребление, произведенным за налоговый период, доходам, отраженным в декларации.

В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения). При этом, способы обеспечения исполнения уведомления предусмотрены действующим законодательством.

В ходе проведения камерального контроля и отработки его результатов применяются основы системы управления рисками с целью сосредоточения внимания на сферах повышенного риска, обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, увеличения возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.

В целях камерального контроля в законопроекте предполагается ввести представление налоговыми агентами приложения к декларации по индивидуальному подоходному налогу, удержанному у источника выплаты с расшифровкой лиц, которым были начислены, выплачены доходы, с периодичностью представления раз в год.

По выявленным расхождениям будет разработана процедура дальнейшей отработки их в целях принятия решения, в том числе для применения системы управления рисками.

Также законопроектом предполагается внести изменения и дополнения в другие законодательные акты.

Так, законопроектом предполагается внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» в части определения критериев бизнеса и в Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» в части процедур проведения проверок в отношении сведений о задекларированных доходах и имуществе.

Вместе с тем, предполагается внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в части исключения требования по ведению бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями, чей годовой оборот не превышает 45 млн. тенге и среднегодовая численность работников не превышает 10 человек, и установлению для них обязанности вести только налоговый учет.

Учитывая, что при всеобщем декларировании будут представлять декларацию все граждане Республики Казахстан и лица, имеющие вид на жительство, а в настоящее время уже существуют требования по представлению в налоговые органы декларации отдельными категориями налогоплательщиков, предполагается внести соответствующие изменения и дополнения в Законы Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе», «О правоохранительной службе», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О рынке ценных бумаг», Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан и др. в части обязанности по представлению декларации.

Кроме того, предполагается внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в части установления размера административной ответственности за несвоевременное представление, непредставление декларации, представление недостоверных сведений, за исключением сведений, являющихся объектом обложения, за неполное декларирование сведений, являющихся объектом обложения.


  1. Цели принятия законопроекта

Законопроект разработан в целях создания системы эффективного контроля доходов и имущества физических лиц для борьбы с теневой экономикой и коррупционными проявлениями и обеспечения полноты сбора налогов в бюджет.

  1. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие при составлении, представлении декларации и контроле полноты заявленных в декларации сведений гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство в рамках всеобщего декларирования.


  1. Структура законопроекта


Законопроект состоит из 2 статей. Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе», «О правоохранительной службе», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О рынке ценных бумаг», «О частном предпринимательстве», «О браке и семье», «О правах ребенка в Республике Казахстан».

Статьей 2 определяется порядок введения в действие законопроекта.


  1. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Ожидается, что реализация мер, предусмотренных законопроектом, будет способствовать противодействию теневой экономике, снижению уровня коррупции в государственных органах, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога, эффективности криминальных расследований, повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Введение всеобщего декларирования позволит произвести 100 процентный охват по налоговому администрированию и обеспечить полноту уплаты налогов граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство, в результате чего минимальный рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу составит 10 процентов.

Предполагается, что всеобщее декларирование доходов граждан Республики Казахстан и лиц, имеющих вид на жительство, будет являться механизмом, обеспечивающим невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей.

Внедрение данного механизма предоставит возможность налогоплательщикам при представлении декларации применять налоговые вычеты самостоятельно на основании подтверждающих документов.

С другой стороны переход на всеобщее декларирование имеет и негативные стороны. Так, представление декларации повлечет за собой обязанность физических лиц вести учет доходов и расходов, а также обязанность по сохранению подтверждающих документов в течение срока исковой давности.

Кроме того, установление новой обязанности по представлению налоговой отчетности потребует у населения временные затраты на составление и представление декларации в налоговые органы. В связи с чем, планируется разработать различные программы оказания помощи населению по заполнению декларации и разъяснению налогового законодательства.

В частности, будет предусмотрена система предварительного оповещения физических лиц о наступлении срока представления деклараций через автоматические голосовые сообщения на городские телефоны по месту жительства, в виде СМС сообщений на сотовые телефоны, объявлений в средствах массовой информации. Также будет предусмотрено такое оповещение тех лиц, которые не представили декларации своевременно.

В качестве способов оказания помощи населению по составлению и представлению ими деклараций будут разработаны буклеты, брошюры, методические рекомендации по составлению деклараций, при этом такие методические рекомендации будут реализованы в виде программного обеспечения которое будет размещено на сайте органов налоговой службы для возможности бесплатного использования его физическими лицами.

Также будет создан цикл передач по составлению и представлению деклараций и расширена работа Call-Центра по разъяснению налогового законодательства. При этом, учитывая необходимость оказания квалифицированной помощи населению, будет проведена работа по созданию условий для развития института сертифицированных налоговых консультантов, оказывающих услуги населению по составлению и представлению деклараций.

Кроме того, будет будет предусмотрено развитие веб-сервиса по уплате налогов посредством банкоматов, веб-киосков, банкинга, терминалов.


  1. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом


Не требуется.


  1. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами


Предмет законопроекта регламентируется Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Законами Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе», «О правоохранительной службе», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по индивидуальному подоходному налогу и имуществу (Форма 230.00), утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2010 года № 644 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 29 декабря 2010 года под № 6709).


  1. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта


В целях изучения международного опыта изучены анализ применения всеобщего декларирования различных стран, отчет по практикам и процедурам Налоговой администрации Финляндии, представленные ЮСАИД, обзорная информация по всеобщему декларированию Министерства иностранных дел, полученная от дипломатических представительств Республики Казахстан в Германии, США, Франции, Италии, Швейцарии, а также проведены ознакомительно-обучающие туры в США, Финляндию и Италию.

Всеобщее декларирование, как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике, применяется во многих странах мира, в том числе развитых. В частности, всеобщее декларирование введено в таких странах, как США, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили.

При этом, в таких странах как США, Финляндия, Италия, Швейцария декларацию представляют все физические лица, в Германии декларацию представляют физические лица в случаях, если ежемесячный доход превысит определенную сумму и если имеется дополнительный доход, не считая заработной платы. Во Франции предоставляется семейная декларация.

В части использования налоговых вычетов в Финляндии на общегосударственном уровне применяются налоговые вычеты индивидуально на физическое лицо в виде: стандартного вычета 2 000 евро в год (не применяется у источника выплаты), вычета по страховым взносам, профсоюзным взносам, вычета по премиям пенсионного страхования, вычета по расходам на проездные билеты (предоставляется по проезду на муниципальном транспорте, однако может быть применен по расходам на проезд на автомобиле, если нет другой возможности добраться до работы). На муниципальном уровне применяются так называемые семейные вычеты: вычет по процентам по кредиту на покупку жилья предоставляется на неполную сумму процентов (предоставляется около 30% от фактически уплаченной суммы), который применяется на того члена семьи, на кого оформлен кредит в банке, вычет по аренде квартиры в размере 250 евро, но не более размера арендной платы за съем квартиры (предоставляется в случае отсутствия собственного жилья либо когда собственное жилье находится в 100 и более километрах от работы), вычет на основе выплаты процентов по кредиту на жилье, который применяется либо мужем либо женой, вычет на образование применяется только по кредитам, полученным по общегосударственной системе образования и вычет на здравоохранение применяется через систему социальных отчислений.

На основе изучения международного опыта в части применения налоговых вычетов в Республике Казахстан представляется целесообразным сохранить применение налогового вычета в виде минимального размера заработной платы и обязательных пенсионных взносов, которые будут применяться налоговым агентом при удержании индивидуального подоходного налога у источника выплаты.

Кроме того, предлагается сохранить налоговые вычеты, в том числе по суммам, направленным на погашение вознаграждения по займам, полученным в жилстройсбербанках и по расходам на оплату медицинских услуг (кроме косметологических), при этом рассмотреть возможность распространения данного положения на расходы по добровольному медицинскому страхованию. При этом, предусмотреть самостоятельное их применение гражданами Республики Казахстан или лицами, имеющими вид на жительство при составлении декларации.

В части сбора деклараций представляется целесообразным использование опыта США, где работа по приему и обработке деклараций сконцентрирована в едином Центре по приему и обработке деклараций (ЦОД), который входит в структуру налоговых органов США.

В качестве государственной услуги при всеобщем декларировании в Швеции и Финляндии используется процедура предварительного заполнения деклараций, суть которой заключается в том, что налоговыми органами на основе сведений о доходах и имуществе физических лиц, полученных от третьих лиц (в том числе уполномоченных государственных органов) производится предварительное заполнение деклараций физических лиц, которые направляются физическим лицам. Затем, в Швеции физические лица обязаны заполнить соответствующую графу, в которой либо подтверждают сведения в предварительно заполненной декларации, либо отражают собственные сведения и направляют ее обратно в налоговые органы. В Финляндии физические лица производят отправление в налоговые органы собственноручно заполненной декларации только в случае несоответствия сведений о доходах и имуществе, указанных в предварительно заполненной декларации.

В части проведения контроля заявленных в декларации сведений в Италии используются следующие формы:

1) превентивный контроль - осуществляется при приеме декларации и заключается в правильности указания налогового номера, который позволяет проводить проверку на логику и арифметическую проверку;

2) формальный контроль – заключается в проверке:

правомерности применения налоговых вычетов при определении налогооблагаемого дохода, в том числе, в части расходов на иждивенцев, применения ограничений по налоговым вычетам, по которым есть предел (например, расходы на медицинские услуги);

удержания индивидуального подоходного налога у источника выплаты;

зачета иностранного налога.

3) обобщающий контроль – заключается в сопоставлении расходов с заявленными в декларации доходами. При этом, используется разработанная схема определения предполагаемого материального достатка налогоплательщика с учетом состава семьи и его места жительства.

В части программ оказания помощи в международной практике широко используются Call – Центры, которые подразделяются на 3 вида:

1) Call – Центры по разъяснению налогового законодательства, в которых даются стандартные ответы на простые вопросы по заполнению деклараций по телефону, а на сложные методологические вопросы ответы направляются по электронной почте;

2) Call – Центр по работе с уведомлениями, в котором сконцентрирована работа со всеми уведомлениями физических лиц;

3) Call – Центры оказания помощи налогоплательщикам, в которых сотрудниками Центров оказываются бесплатные услуги по заполнению деклараций малоимущим, инвалидам и слепым.

Также широко используется институт налоговых консультантов (налоговые консультанты, с одной стороны, оказывают услуги населению по составлению и представлению деклараций, а, с другой стороны, налогоплательщики строят свои взаимоотношения с налоговыми органами через налоговых консультантов).

В США и Европе, учитывая слабую подготовку населения в вопросах составления декларации, широко используются методические рекомендации по составлению деклараций по принципу «step by step» («шаг за шагом»), суть которых заключается в пошаговом заполнении декларации, в том числе с использованием программного обеспечения, когда налогоплательщик лишь отвечает на вопросы, а программное обеспечение формирует заполненную декларацию.

На основе изучения международной практики в Республике Казахстан представляется целесообразным расширение работы Call – Центра по разъяснению налогового законодательства, разработка базы стандартных вопросов и ответов для заполнения декларации физическими лицами и методических рекомендаций по составлению деклараций по принципу «шаг за шагом», рассмотрение возможности оказания помощи отдельным слоям населения по заполнению декларации, создание телевизионной передачи, в которой предполагается проводить разъяснение по заполнению декларации и отвечать на интересующие налогоплательщиков вопросы, осуществление реализации звонка – напоминания на телефон и СМС сообщения о наступлении срока представления деклараций и о наличии налоговой задолженности, а также рассмотрение вопроса о необходимости внедрения института налоговых консультантов для оказания услуг населению по составлению и представлению деклараций.

В части ответственности налогоплательщиков за непредставление декларации и сокрытие доходов и имущества, находящегося на праве собственности, в мировой практике применяется административная и уголовная ответственность.

В Республике Казахстан представляется целесообразным применять административную ответственность, поскольку в рамках реформирования правоохранительной системы, одной из задач определена либерализация уголовного законодательства и декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение.

При проведении анализа мирового опыта всеобщего декларирования Рабочей группой выработаны предложения по представлению декларации в рамках всеобщего декларирования в Республике Казахстан и одобрены на совещании у Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. по вопросам перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство от 2 июня 2011 года.

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта
Реализация норм законопроекта потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета (прилагается).


Похожие:

Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства»...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам персональных данных»
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений»
Шенствования механизмов управления государственным жилищным фондом. Между тем проведенный анализ применения отдельных норм законодательства...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан
О внесении дополнений и изменений в Конституционный закон Республики Казахстан о судебной системе и статусе судей
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упорядочения и оптимизации проверок...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница