Концепция проекта Закона Республики Казахстан




Скачать 116.49 Kb.
НазваниеКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
Дата конвертации30.07.2013
Размер116.49 Kb.
ТипДокументы
Концепция

проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам

Государственной образовательной накопительной системы»

1. Название законопроекта

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Государственной образовательной накопительной системы».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

В настоящее время актуален такой подход к воздействию на поведение человека, чтобы он, чувствуя свою социальную ответственность перед собой и будущим поколением, принимал участие в формировании материальных и социальных благ, не возлагая эту заботу исключительно на государство. Одним из несомненных социальных благ является образование, получение которого поддерживается и поощряется государством.

Право на образование – одно из основополагающих прав человека, и каждому должна быть предоставлена возможность учиться в соответствии с его способностями. Минимальный уровень образования должен предоставляться бесплатно, а в отношении более высоких ступеней образования соблюдение принципов равенства предполагает, что личное благосостояние не должно быть препятствием для продолжения обучения.

Так, в соответствии со статьей 30 Конституции Республики Казахстан, «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях», «гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении». В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», к числу основных принципов государственной политики в области образования относятся равенство прав всех на получение качественного образования; доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица; непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней.

Чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и выше продолжительность жизни. Кроме того, хорошее образование населения позитивно воздействует и на иные сферы жизни общества, например, на качество государственного управления и социальную сферу.

Экспертами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее – ОЭСР) отмечается, что в последние 10-15 лет складывается тенденция к увеличению доли частного финансирования высшего образования в странах ОЭСР: доля частного финансирования высшего образования, в среднем, по странам ОЭСР выросла с 21% в 1995г. до 23% в 2000 г и до 27% в 2005 г. Объясняется это тем, что со второй половины XX века многие страны столкнулись с новой проблемой в системе высшего образования: образование перестало быть элитарным и малодоступным, начался бурный рост количества студентов. Большинство государств оказались не готовы оплачивать из бюджета увеличивающиеся расходы на образование, в качестве выхода из этой ситуации практически везде начала развиваться система образовательного кредитования.

В Казахстане в настоящее время действуют преимущественно две формы государственной поддержки финансирования образовательных услуг – это предоставление государственных образовательных грантов и предоставление гарантийных обязательств по образовательным кредитам, выдаваемым банками второго уровня.

Таким образом, на сегодняшний день назрела потребность в расширении инструментов государственной поддержки получения платного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования.

Законопроектом внедряется Государственная образовательная накопительная система, которая предоставит возможность каждому планомерно накапливать на депозитах в банках второго уровня денежные средства для оплаты в будущем образования своих детей или родственников в казахстанских учебных заведениях высшего, профессионального и технического, послесреднего образования, зарубежных учебных заведениях высшего образования с предоставлением поощрения и налоговых льгот со стороны государства и вознаграждения банков второго уровня по вкладу, а также возможностью предоставления образовательных кредитов на недостающую сумму на определенных упрощенных условиях.

Законопроектом предусматривается принятие ряда мер, направленных на внедрение в Казахстане Государственной образовательной накопительной системы, в частности:

правовое закрепление в качестве государственной гарантии в области образования. Данная норма устанавливает правовую основу функционирования Государственной образовательной накопительной системы;

исключение сумм премий государства, начисляемых на образовательные накопительные вклады, из налогооблагаемого дохода. Премии государства начисляются из средств республиканского бюджета, и их налогообложение являлось бы противоречием социальной направленности Государственной образовательной накопительной системы;

разрешение вопроса о допустимости предоставления оператору Государственной образовательной накопительной системы сведений, относящихся к банковской тайне, для начисления премий государства;

установление суммы гарантийного возмещения по образовательному накопительному вкладу в сумме остатка, включающего сумму вклада в размере не более пяти миллионов тенге и сумму премий государства в полном объеме.

Внедрение нового социально-финансового инструмента финансирования образования позволит обеспечить доступность образования для населения и реализует механизм государственно-частного партнерства.

Разработка Государственной образовательной накопительной системы также согласуется с программными документами и политикой государства в сфере образования, в частности:

- п. 4.1 послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» (1 марта 2006 года), который устанавливает необходимость укрепления партнерства между частным сектором и государством, совершенствования системы государственно-частного образовательного кредитования в целях стимулирования развития системы образования;

- посланием Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (29 января 2010 года), в котором отражено, что качественное образование от детского сада до университета будет доступным по всей стране каждой семье;

- Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года», в соответствии с которым в Казахстане к 2015 году должны быть внедрены современные механизмы управления и финансирования в сфере высшего, послевузовского образования и науки;

- Государственной программой развития образования на 2011 – 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118, устанавливающей необходимость внедрения Государственной образовательной накопительной системы;

- посланием Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» (28 января 2011 года), в котором отражено, что у казахстанцев должны появиться новые возможности накапливать средства на обучение детей с получением процентных бонусов от государства.

Внедрение Государственной образовательной накопительной системы предполагается в 2011 - 2012 годах.
3. Цели принятия законопроекта

Целями принятия данного законопроекта являются:

1) повышение числа населения с техническим, профессиональным, послесредним и высшим образованием;

2) создание в Республике Казахстан правовой основы функционирования и развития Государственной образовательной накопительной системы;

3) расширение и совершенствование видов финансирования образовательных услуг в Казахстане и за рубежом;

4) повышение эффективности использования бюджетных средств и оптимизация затрат государственного бюджета, связанных с финансированием технического и профессионального, высшего образования;

5) предоставление доступного для граждан механизма сбережения и финансирования образовательных услуг;

6) повышение у населения уровня финансовой грамотности и культуры сбережений.
4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, складывающиеся в налоговой, банковской сферах по поводу функционирования Государственной образовательной накопительной системы как формы государственной финансовой поддержки обучающихся.
5. Структура законопроекта

Законопроект состоит из двух статей.

Первой статьей вносятся дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1) Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах» (Налоговый кодекс).

Предполагается внесение поправок в части исключения сумм премий государства по образовательным накопительным вкладам из дохода, подлежащего обложению индивидуальным подоходным налогом;

2) Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности».

Поправки в данный законодательный акт направлены на устранение возможной коллизии между требованием законодательства о соблюдении банковской тайны и предоставлением банком организации-оператору Государственной образовательной накопительной системы сведений о движении денег вкладчика, для расчета суммы премии государства;

3) Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан».

Поправки направлены на обеспечение покрытия рисков вкладчика и гарантирование сохранности (возвратности) вложений по вкладам, открытым в рамках Государственной образовательной системы, в случае принудительной ликвидации банка, в виде установления гарантийного возмещения в сумме остатка по вкладу, включающего сумму вклада с капитализированными вознаграждением банка и премиями государства в размере не более 5 миллионов тенге и гарантирования суммы премий государства в полном объеме, входящую в сумму вклада, превышающую установленную законом сумму гарантийного возмещения. Помимо этого, предлагается учитывать данный вклад как самостоятельный при осуществлении гарантийных выплат в случае открытия депозитором в одном банке нескольких гарантируемых депозитов;

4) Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».

Поправки направлены на определение статуса Государственной образовательной накопительной системы как дополнительной государственной гарантии в области образования.

Вторая статья законопроекта устанавливает порядок вступления закона в действие.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие законопроекта предположительно повлечет такие же положительные правовые, социальные и финансово-экономические последствия, как и принятие основного законопроекта «О Государственной образовательной накопительной системе».
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Принятие законопроекта не повлечет последующего приведения других законодательных актов в соответствие с ним.
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Данные общественные отношения предметом регулирования законодательством Республики Казахстан до настоящего времени не выступали.
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Ряд зарубежных государств использует такой инструмент финансирования расходов населения на образование, как образовательные сберегательные счета. Такие сберегательные счета введены в Бельгии (Фландрия – регион Бельгии), Канаде, Малайзии, Нидерландах, Сингапуре, Испании (страна Басков – исторический регион и автономное сообщество в Испании), Швеции и Соединенных Штатах Америки (далее – США).

За рубежом образовательные сберегательные счета, иногда их называют персональными счетами на обучение, используются для стимулирования накоплений семей или отдельных граждан на цели высшего образования.

Государство поощряет вложения семей на сберегательные счета для обучения их детей путем предоставления налоговых льгот и различных субсидий. Счета на обучение также используются и для профессионального образования и подготовки работников, и работодателей поощряют открывать подобные вклады и использовать их для дальнейшего повышения квалификации. Как правило, направления использования средств на сберегательных счетах в данных странах – это обучение и развитие в течение всей жизни.

Плательщиками (вносителями) средств на обучение в данных странах являются как сами индивиды (работники), семья (домохозяйства), так и работодатели и само государство.

Образовательные сберегательные счета ориентированы либо на участие государства в виде внесения взносов на счета для будущего поколения, либо на участие работника и работодателя в целях подготовки или повышения квалификации кадров с предоставлением налоговых льгот.

Государство, участвуя в роли плательщика по образовательным сберегательным счетам, главным образом софинансирует сбережения индивида. Такими индивидами в основном выступают малообеспеченные граждане.

Работодатель также за свой счет осуществляет взносы за работника, проходящего обучение.

Стимулами для сбережения средств на обучение являются:

- освобождение сберегательного дохода от подоходного налога;

- снижение размера подоходного налога;

- субсидирование ставки налогообложения при снятии средств со счета в зависимости от размера снятых средств и важности программы обучения.

Наиболее ярким примером зарубежного опыта в рассматриваемой сфере является практика США.

Федеральная финансовая помощь студентам в США представлена, в основном, гарантированными студенческими займами и студенческими стипендиями. Назревание проблемы возвратности студенческих займов, актуальных и в других секторах кредитования, привело к разработке в конце 1980-х годов в ряде штатов (Флорида, Мичиган, Огайо и Вайоминг) новаторской программы - образовательной сберегательной системы. Суть данной программы – содействие американцам, желающим накопить средства для оплаты обучения своих детей в высших учебных заведениях в будущем.

Действие данной программы можно проиллюстрировать на примере штата Мичиган. Управление Казначейства штата реализует программу совместно с корпорацией по финансированию обучения (Tuition Financing Inc), являющуюся дочерней организацией крупнейшей в США компании по управлению пенсионными планами (т.е. пенсионный фонд) TIAA-CREF с более чем 90-летним опытом инвестиционной деятельности.

Согласно данной программе, любой гражданин США, а также легальные иммигранты, имеющие индивидуальный номер налогоплательщика, вправе открыть счет в TIAA-CREF и вносить взносы из любых источников дохода. Данные взносы не облагаются ни федеральными, ни налогами конкретного штата.

В зависимости от выбранной программы инвестирования: консервативной, умеренной или агрессивной - варьируется доходность по сберегаемым средствам. Минимальная сумма денег, с которой можно открыть счет – 25 долларов США. Ограничений по объемам сумм, внесенных на счет за год, нет, но общая сумма для одного бенефициара по нескольким счетам не должна превышать 235 000 долларов США в год. Периодичность (частота) взносов определяется вкладчиком и может быть различной: каждые 2 недели, ежемесячно или ежеквартально.

Основой для подобного рода сбережений является статья 529 Налогового Кодекса США, согласно которой семьи, накапливающие сбережения в целях оплаты обучения своих детей в будущем, могут пользоваться программами налоговых преимуществ. Раздел 529 «Сбережения в целях оплаты образования в колледжах и университетах» Налогового кодекса США предусматривает образовательные налоговые скидки, которые относятся к расходам налогоплательщика на образование, и налоговые вычеты по подоходному налогу в сумме, эквивалентной размеру процентов по образовательным кредитам. Почти во всех штатах США действуют свои Планы 529, отличающиеся условиями, обусловленными законодательством конкретного штата.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация положений законопроекта потребует основных финансовых затрат в 2012-2014 гг. в размере 753,9 млн. тенге, необходимых для начала функционирования Государственной образовательной накопительной системы.

Данные финансовые затраты необходимы для выплаты премий государства, начиная с 2013 года, и оплаты услуг оператора Государственной образовательной накопительной системы на 2012- 2014 годы.





Похожие:

Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан
О внесении дополнений и изменений в Конституционный закон Республики Казахстан о судебной системе и статусе судей
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упорядочения и оптимизации проверок...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам всеобщего...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства»...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования»...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации»
...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница