Заключение Слава Богу, мы вступили в XXI век и третье тысячелетие от Рождес- тва Христова! “Иисус Христос вчера, днесь и вовеки тот же” (Евр. 13, 8). Меняется только сам человек, все более и более удаляясь от Него своими грехами и неверием... В заключении автор-составитель вновь возвращается к главной теме – Божия Матерь хранит обитель Своим Предстательством к Сыну Своему и Богу. Благодаря Небесному Покрову Свято-Успенская Псково-Печерская обитель сохранила свои традиции в XXI веке в Богослужении, в Уставе мо- настыря, в душепопечении, в социальном служении, в книгоиздательстве. При новых технических возможностях системы Интернет проповедь ас- кетического опыта монастыря существенно расширилась и стала доступ- нее по сравнению с прошлым веком. Переводы творений архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на иностранные языки позволяют прикоснуться к духовному опыту нашей святой обители христианам в других странах. Актуальность данной книги состоит в том, что она дает возможность получить проверенные многолетним монашеским деланием ориентиры в духовной жизни для вновь открывающихся монастырей. В своей рабо- те автор-составитель также считает необходимым дать ориентиры-указа- тели для духовной жизни современного христианина в миру. Для этого приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алек- сия II, Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Свя- щенноархимандрита, и наших Псково-Печерских старцев. Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II настав- ляет нас в духовной жизни: “Наш священный долг — беречь бесценные традиции нашего Рус- ского Православия. Где еще, как не в нем, можно найти такую веру, такую преданность и доверие Церкви и ее пастырям, такое духовное единение? Разрушать всегда легко. Много лет и в нашей стране пы- тались разрушать старый мир до основания, но, разрушая старое, убедились в своей неспособности создать столь же надежное и креп- кое новое. И в наше время не ослабло это стремление к разрушению. Взирая на жизнь Запада, некоторые пытаются перенести мно- гие аспекты этой жизни, в том числе и религиозной, в нашу страну, имеющую свои многовековые традиции и свой, засвидетельствован- ный жизнью многих святых, опыт. Обязанность каждого священ- нослужителя — не только всемерно сохранять их, как хранили их наши отцы и праотцы, но в той же неповрежденности передавать и грядущим поколениям”124. ____________________ 124 Мысли Русских Патриархов от начала до наших дней. С. 558. 533
Высокопреосвященнейший Евсевий, Архиепископ Псковский и Ве- ликолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священно- архимандрит, в своем слове выпускникам школ города Пскова 23 мая 2003 года доступно и доходчиво указывает нам ориентиры в духовной жизни: “Дорогие и близкие моему сердцу, пришедшие сегодня на это свя- тое место, обращаюсь ко всем вам с просьбой: почаще спрашивай- те себя: кто я, откуда пришел, куда пойду, что я делаю, ради чего я живу, что будет после меня, что ожидает меня? Берегите трезвый ум, чистую совесть, человеческое достоинство, не отдавайте свою честь никому. Не теряйте своей – нашей Православной веры в Бога, веры наших отцов, не изменяйте и своей – нашей Родине, верьте в Россию. Она всегда поможет вам. Стремитесь к тому, чтобы вас благодарили за ваши слова и дела, а не ругали и проклинали. Учитесь уважать друг друга, и особенно старших. Цените жизнь, данную вам Самим Богом и вашими родителями. Полюбите доброе и возне- навидьте злое, мерзкое и пагубное. В добрый жизненный вам путь! Господь Бог наш Творец Вселенной, да благословит каждого из вас Своим небесным благословением, а то, что вы услышали сейчас, пусть будет для вас правилом всей вашей жизни и тогда будет с вами успех в делах, счастье и радость в вашей жизни”125. Священноархимандрит монастыря Высокопреосвященнейший Архи- епископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково- Печерской обители Священноархимандрит, при каждом Богослужении обращает особое внимание на углубление духовной жизни насельников и паломников монастыря. Наместник архимандрит Тихон говорил мно- гократно братии о том, что нужно особое внимание обратить на молитву и делание ради Христа в нашей жизни: послушание ради Христа, тер- пение неприятностей ради Христа, труды — хозяйственные или иные — тоже ради Христа. И тогда, по слову Серафима Саровского, такое ис- полнение послушания принесет душе благодать Святого Духа — и цель нашей духовной жизни достигнута. Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Сек- ретарев) встречался со старцами обители еще в 1992 году и в личной бе- седе задавал всем один и тот же вопрос: что главное в деле спасения? И получил разные ответы, которые нами приводятся ниже. Самый точный ответ был у батюшки отца Иоанна: “Главное в духовной в жизни — Вера в Промысл Божий и рассуждение с советом”. На выше сформулированный вопрос архимандрит Феофан (Моляв- ко) сказал: “Сделал дело, гуляй смело!” Старец, видимо, имел в виду то, ____________________ 125 Евсевий (Саввин), Архиепископ Псковский и Великолукский. Истина одна, Церковь едина. Слова, Обращения и Послания (1984-2004). Псков, 2004. С. 268-270. 534
|