Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош»




НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош»
страница1/4
Дата конвертации06.02.2014
Размер0.7 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
МОУ «Алешинская средняя общеобразовательная школа»

Ленинского района Тульской области




2010

Пояснительная записка

к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются следующие основополагающие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Важнейшей особенностью данной программы является тот факт, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

В целях более полного достижения национального воспитательного идеала духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования концептуальной и методической основой данной Программы послужила Федеральная Примерная Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся1.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Тульского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, причем, конкретизированы задачи, ценности, содержание и планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Алешинская СОШ» содержит теоретические положения Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России2 и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). Предусматривает, что администрация, педагогический коллектив должны будут создавать условия для реализации данной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни будет принадлежать педагогическому коллективу МОУ «Алешинская СОШ».

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов.

Первые два раздела «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ориентируя их содержание на ступень начального общего образования (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, целей, задач и базовых ценностей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся).

В третьем разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Четвёртый раздел «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» включает характеристику современных особенностей развития и воспитания обучающихся, раскрывает основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания (принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации (персонификации), принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания). В этом разделе конкретизируются и систематизируются по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом их возраста, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

  • основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

  • задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

В шестом разделе «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся на ступени начального общего образования по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является для педагогического коллектива МОУ «Алешинская СОШ» важным документом, определяющим характер воспитания, обучения и развития учащихся. Особенно важным и обязательными при организации воспитательного процесса являются определённые в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России и Примерной Программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом классе, детском творческом объединении, секции, клубе, кружке будет осуществляться с учётом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей их родителей (законных представителей).




I. Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, будут достигнуты и решены в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательного учреждения должен быть отражён национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.

Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно- нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.


В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностной ориентации;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации будут являться национальные духовно-нравственные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных и семейных традициях многонационального народа России, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Традиционными источниками нравственности будем считать:

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности будут лежать в основе всего уклада школьной жизни и определять характер урочной и внеурочной, классной и внеклассной деятельности, а также характер целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Над организацией такого пространства школа работает с 2005года, реализуя проблему, определённую «Программой развития школы до 2011 года», и проектами «Формирование стремления у учащихся к здоровому образу жизни» и «Духовные традиции русского народа». Проблема эта звучит так: «Формирование всесторонне развитой личности, способной к творчеству, самоопределению и самореализации на основе здоровьесберегающей педагогики и новых информационных технологий ».

Эти проекты довольно успешно реализуются. С переходом же на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения появляются новые реальные возможности выхода образовательного учреждения на более высокие уровни развития. Для этого предстоит усилить проектно-сетевое взаимодействие различных социальных субъектов воспитания: семьи, общественных и детско-юношеских организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, православной церковью.

Взаимодействие МОУ «Алешинская СОШ» с указанными субъектами будет выстраиваться на основе:

  • системы базовых национальных ценностей и представлений о единой нации;

  • общей ответственности указанных субъектов перед государством, народом и своей совестью за судьбу подрастающего поколения (а следовательно, и за судьбу России);

  • готовности данных социальных сил к гражданской консолидации на основе общенациональных задач, среди которых воспитание подрастающего поколения.

Следует отметить, что за пять лет работы ОУ по реализации проектов «Русская изба» и «Мы - Славяне» педагогический коллектив сумел достигнуть гражданского согласия со многими авторитетными социальными институтами, в том числе и с русской православной Церковью.

Предстоит более глубокая и масштабная совместная работа по укреплению единства образовательного пространства, придания ему

  • открытости;

  • диалогичности;

  • культурного и социального динамизма.

Указанный выше перечень базовых национальных ценностей будет обязательным при формировании программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в моу сош №7 города Углича
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу атамановской сош
Азовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Сновании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПояснительная записка программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего
Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу «Алешинская сош» iconОсновная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница