Концепция проекта Закона Республики Казахстан




Скачать 153.29 Kb.
НазваниеКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
Дата конвертации13.02.2013
Размер153.29 Kb.
ТипДокументы
Концепция проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упорядочения и оптимизации проверок в сфере частного предпринимательства» 


  1. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упорядочения и оптимизации проверок в сфере частного предпринимательства».


  1. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Законопроект разработан в рамках реализации п. 53 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», в целях сокращения и упорядочения проверок.

На сегодняшний день проведение проверок регламентируется 7 Кодексами, 67 Законами и несколько десятками подзаконных нормативных правовых актов.

Изучение данного законодательства обнаружило существенный пробел в нормативных правовых актах, определяющих порядок выявления и пресечения правонарушений в деятельности субъектов частного предпринимательства.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РК государство защищает права предпринимателей, осуществляющих законную деятельность, посредством законодательных актов, ограничивающих проверки.

Статья 38 Закона «О частном предпринимательстве» и Закон «О государственной правовой статистике и специальных учетах» предусматривают централизованный регистрационный учет и пошаговую регламентацию процедур назначения и проведения проверок с целью защиты законных прав предпринимателей. Однако указанная цель не достигается по ряду причин.

1) Большое количество исключений из вышеупомянутого порядка назначения и проведения проверок (п.п. 18 и 19 ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве») приводит к тому, что основной объем проверок регулируется отраслевым законодательством, которое в большинстве случаев не предусматривает обязательную регистрацию проверок. В результате до 80% проверок на законных основаниях не проходят процедуру централизованного учета и санкционирования.

2) Действующее законодательство сфокусировано на проце-дурах назначения и проведения только проверок. По этой причине иные виды контрольно-надзорных действий, такие как осмотр, обследование, расследование, досмотр и т.д. не учитываются централизованно и практически не регламентируются должным образом. Между тем, работники контрольно-надзорных органов широко применяют эти инструменты контроля для выявления нарушений законодательства в деятельности предпринимателей. По результатам этих мероприятий обычно оформляется протокол об административном правонарушении с последующим вынесением мер административного воздействия.

Указанная ситуация приводит к значительной неопределенности взаимоотношений предпринимателей и контрольно-надзорных органов. Постоянная угроза немотивированных и процедурно неупорядоченных внеплановых контрольных мероприятий и, как следствие, административных взысканий указывается предпринимателями как один из существенных барьеров в их деятельности.

Опросы предпринимателей и государственных контролирующих органов выявили также иные недостатки системы государственного контроля, которая в настоящее время:

- стимулирует предпринимателей к достижению формально-бюрократических аспектов контроля, а не общественно-значимых целей (охрана здоровья, жизни, окружающей среды и т.д.);

- избыточна по отношению к добросовестным субъектам предпринимательства и недостаточно эффективна по отношению к недобросовестным;

- носит не превентивно-профилактический, а преимущест-венно карательный характер;

- не поощряет бизнес к добровольной законопослушности;

- не даёт добросовестным предпринимателям возможности эффективной защиты своих законных прав, нарушенных в ходе контроля;

- не обеспечивает четкой правовой регламентации деятельности сторон при госконтроле, непрозрачна для государства и общества.

Сложившаяся ситуация не удовлетворяет в настоящее время ни добросовестных предпринимателей, ни общество в целом, оставаясь выгодной лишь недобросовестной части бизнеса и отдельным коррумпированным контролерам из государственных органов. Для законопослушного бизнеса данная система государственного контроля оборачивается высоким регуляторным риском, что снижает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность отечественной экономики.

Поручение Главы государства по данному вопросу (п. 53 ОНП) предусматривает оптимизацию деятельности контролирующих органов с целью упорядочения и сокращения проверок. При этом нуждаются в первоочередной оптимизации:

- цели государственного контроля;

-распределение контролирующих полномочий между государственными органами;

- перечень проверяемых субъектов и частота проверок;

- объем законодательных требований к бизнесу;

- выбор мер воздействия.

Решение поставленной задачи возможно путём фундаментального пересмотра закреплённых в действующем законодательстве принципов в области назначения и проведения проверок, а также дополнения их современными принципами государственного контроля предпринимательской деятельности:

  1. Приоритет профилактики и содействия перед наказанием.

  2. Разграничение контрольных полномочий между государственными органами по горизонтали и вертикали.

  3. Поощрение добросовестных предпринимателей, концентрация контроля на нарушителях.

  4. Повышение способности бизнеса и потребителей к самостоятельной защите своих законных прав.

  5. Подотчетность и прозрачность системы государственного контроля для всех заинтересованных сторон (государства, общества, бизнеса).

  6. С учетом изложенного, а также в целях реализации данных принципов предлагаемый Законопроект предусматривает ряд новшеств:

♦ Ограничение оснований для применения мер административного воздействия на предпринимателей по результатам плановых и внеплановых мероприятий по контролю.

В настоящее время основанием для применения мер административного воздействия является любое нарушение законодательства Республики Казахстан, установленное любым способом (в ходе проверки, осмотра, обследования субъектов предпринимательской деятельности, переписки и даже устных пояснений) и зафиксированное в административном протоколе.

Законопроект будет предусматривать возможность наложения на предпринимателя административных санкций за нарушения, выявленные только в результате проверок, и только зарегистрированных в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК (далее – КПСиСУ). Остальные методы инспекционного контроля по-прежнему останутся в распоряжении государственных органов, но не будут приводить к административным взысканиям (кроме предупреждений). Государственные органы на нарушения законодательства, выявленные иными (кроме проверок) методами инспекционного контроля, будут реагировать путем вынесения предупреждений, разъяснений, предписаний об устранении правонарушений.

В случае вынесения обязывающих предписаний орган инспекционного контроля вправе будет назначить внеплановую контрольную проверку, по результатам которой, в случае неустранения нарушений законодательства, сможет наложить на предпринимателя более серьёзное, чем предупреждение административное взыскание. При этом Комитетом Генеральной прокуратуры будут регистрироваться только те внеплановые проверки, которые проводятся с целью устранения нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, природе, животному миру и т.д. Тем самым взаимодействию государственных органов и субъектов предпринимательства в ходе внеплановых проверок будет придан более упорядоченный, предсказуемый характер.

♦ Плановые проверки должны будут предваряться отбором субъектов предпринимательства на основе систем оценки рисков, созданных каждым из контролирующих государственных органов. План проверок государственного органа будет составляться с учетом наступающих в предстоящем периоде сроков проведения контрольных мероприятий для каждой из групп риска, утверждаться уполномоченным органом и согласовываться КПСиСУ. О предстоящих плановых проверках предприниматель будет уведомляться за 10-15 дней. Проверки будут регистрироваться в КПСиСУ, в случае выявления нарушений предприниматель будет подвергнут мерам административного воздействия.

Помимо этого, каждый из государственных контрольно-надзорных органов будет обязан в течение 6 месяцев с момента принятия закона привести отраслевое законодательство и практику своей работы в соответствие со следующими требованиями:

♦ Разграничить полномочия по контролю и надзору: 1) между политическими органами (министерствами, как разработчиками государственной политики) и контрольно-надзорными органами (агентствами, комитетами - органами реализации политики); 2) между центральным аппаратом и региональными и местными подразделениями контрольно-надзорного органа; 3) между контрольно-надзорными органами, осуществляющими сходные функции в смежных сферах.

♦ Определить категории и/или виды субъектов и/или объектов в сфере контроля и систематизировать требования для каждой категории на основе проверочных листов. Для каждой группы однородных поднадзорных субъектов/объектов в сфере компетенции контрольно-надзорного государственного органа будет сформирован исчерпывающий перечень основанных на законодательстве требований к бизнесу. Объем требований должен быть оптимальным с точки зрения минимальной достаточности.

♦ Систематизировать и ранжировать по степени общественной значимости нарушения законодательства и санкции за них, скоординировав их с проверочными листами. Основными критериями определения набора санкций будут следующие: тяжесть правонарушения, размер предприятия, добросовестность предпринимателя, история нарушений.

♦ В полном соответствии с перечнем этих требований будет сформирован набор соответствующих санкций за их нарушения. Меры административного воздействия будут определены в законодательном порядке исходя из тяжести нарушения, размера предприятия, готовности предпринимателя к сотрудничеству с проверяющими, рецидивности.

♦ Разработать и внедрить в деятельность своих контрольно-надзорных служб системы контроля, основанные на оценке уровня риска. В соответствии с этим подходом основной объем плановой контрольно-надзорной работы будет охватывать субъектов предпринимательства с наивысшим риском. Частота плановых проверок будет наибольшей для этой категории предпринимателей, и убывать по мере снижения риска. Например, 1 раз в год, 1 раз в 3 года, 1 раз в 5 лет.

Распределение объектов контроля по уровням риска будет определяться с учетом значимости объекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений законодательства, а также результатов внеплановых проверок. При этом критерии риска должны быть известны предпринимателям, что сформирует у них внутренние стимулы к добросовестному поведению и позволит минимизировать риск административного взыскания.

♦ Создать в своем составе службу поддержки предпринимателей с целью разъяснения положений законодательства, консультирования по вопросам соблюдения его требований и о процедурах проверок. Данные услуги будут оказываться посредством веб-сайта, письменных и устных разъяснений, а при необходимости - с выездом на место. При этом Правительством будут приняты единые Правила информационной и консультационной поддержки предпринимателей, а государственными органами - внутренние регламенты (стандарты) оказания консультационных и информационных государственных услуг. Данные правила будут также предусматривать свободный, бесплатный и неограниченный доступ к информации, в том числе публикацию на регулярной основе отчетов о контрольно-надзорной работе, сформированных по единому стандарту (регламенту). Министерство юстиции создаст и будет администрировать единый государственный Интернет-портал, который будет предоставлять свободный, бесплатный и неограниченный доступ к законодательству.

♦ С целью повышения способности бизнеса и потребителей к самостоятельной защите своих законных прав в Законе «О частном предпринимательстве» будут усилены положения:

1) о возможности недопуска проверяющих на проверку в случае существенных нарушений требований к порядку проведения проверок. С этой целью будет существенно переработан п.1 ст.40 Закона «О частном предпринимательстве», за основу будет использован п.23 Инструкции о ведении государственной регистрации, статистического учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан, утвержденной Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 14 ноября 2007 года № 46;

2) о возможности привлечения третьих лиц к проведению проверок, возможности документирования действий должностного лица органа государственного контроля во время проведения проверки;

3) о запрете изъятия оригиналов документов (Закон РК «О частном предпринимательстве» и отраслевые законодательные акты).

Также в рамках этого принципа будет осуществлена декриминализация некоторых составов преступлений в сфере предпринимательства. Из ведения АБЭКП и МВД будут выведены некоторые составы административных правонарушений в той же сфере.

♦ Указанные меры не будут эффективными без создания современной системы централизованного учета и регистрации проверок. Существующая в КПСиСУ система учета проверок играет положительную роль в ограждении предпринимателей от пресса контрольно-надзорных органов, но в настоящее время она нуждается в дальнейшем развитии. Улучшенная система учета должна будет учитывать и отражать:

- фактическую продолжительность проверок;

- отраслевой разрез проверок по видам деятельности предпри-нимателей;

- результаты проверок (штрафы, предписания, возбуждения уголовных дел);

- непосредственные поводы для открытия проверок;

- территориальный аспект.

Выборка по этим и другим необходимым критериям должна проводиться автоматически, а не вручную, как в настоящее время. Должна быть обеспечена полная совместимость и тесное взаимодействие с ведомственными базами данных, которые также будут созданы в государственных органах.

Переходные положения

На переходный период с момента принятия закона и до момента приведения отраслевого законодательства в соответствие с вышеперечисленными требованиями будет действовать особый порядок государственного контроля субъектов частного предпринимательства:

- суммарный годовой срок плановых мероприятий по контролю субъектов малого предпринимательства не более 70 часов (Закон РК «О частном предпринимательстве»);

- периодичность плановых проверок в отношении субъектов частного предпринимательства - 1 раз в 3 года, с последующим переходом к проведению проверок на основании Системы управления рисками (Закон РК «О частном предпринимательстве»).

В случае если уполномоченные государственные органы в течение 6 месяцев после принятия закона не разработают: необходимые нормативные правовые акты, критерии распределения субъектов и/или объектов по степеням риска и проверочные листы, то все субъекты предпринимательства в сфере их контроля переходят в группу наименьшего риска с периодичностью проверки 1 раз в 5 лет.


  1. Цели принятия законопроекта

Повышение эффективности государственного контроля при снижении административной нагрузки на бизнес за счет более рационального использования ресурсов государственных органов, усиления общественного контроля и стимулирования добровольной законопослушности предпринимателей.


  1. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования законопроекта будут правовые и организационные положения, основные принципы и порядок осуществления государственного контроля за частным предпринимательством; полномочия органов государственного контроля, их должностных лиц; права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов в ходе осуществления государственного контроля.

5. Структура законопроекта

  Законопроект состоит из двух статей.

В первой статье вносятся поправки в более чем 70 законодательных актов, направленные на унификацию процедуры и принципов проведения проверок в сфере частного предпринимательства.

Во второй статье определяется срок и порядок введения в действие.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие данного законопроекта будет способствовать снижению общего числа проверок, административного давления на бизнес, и, соответственно, социально-экономическому прогрессу государства в целом.

В результате разработки и принятия законопроекта ожидается сокращение ежегодного числа проверок не менее чем на 50% и сокращение в той же мере затрат государства и предпринимателей в связи с проведением проверок без снижения качества государственного контроля за предпринимателями.
7. Необходимость одновременного/последующего приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

 С принятием законопроекта предполагается внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты.
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

  Предмет законопроекта регулируется большим количеством законодательных и подзаконных актов. Законопроектом вносятся поправки в действующие кодексы, законы, содержащие нормы, регулирующие процедуру проверок частных предпринимателей, что обусловит необходимость внесения поправок в подзаконные акты.
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Изучение международного опыта в данной сфере показало, что в Российской Федерации уже предприняты определенные шаги по унификации процедуры проверок субъектов частного предпринимательства.

Так, 15 мая 2008 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», на основании которого Правительством Российской Федерации был разработан проект Федерального закона «О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)». В частности, данным проектом Федерального закона было предусмотрено:

- запрет изъятия оригиналов документов;

- установление персонального графика проведения проверок для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;

- проведение плановых проверок в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля не более чем один раз в три года (за исключением налоговых);

- проведение внеплановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации;

- суммарная годовая продолжительность проверок субъектов малого предпринимательства не может превышать 70 часов.

На основании изученного опыта Российской Федерации, полагаем возможным его частичное применение в области упорядочения и оптимизации проверок в сфере частного предпринимательства.
Касательно Системы управления рисками стоит отметить опыт таких стран, как США, Латвия, Россия и Украина, в которых применяются различные виды систем управления рисками.

США.

Служба Внутренних Доходов (Internal Revenue Service) США при отборе налогоплательщиков для проверок использует компьютерную программу – Discriminate Inventory Function System (DIF). Особенность этой программы заключается в том, что она автоматически присваивает баллы по каждой сданной налоговой декларации путем сравнения с прошлогодними декларациями и другим критериям, разработанным для этой системы. Далее сотрудники службы отбирают налогоплательщиков с наибольшим количеством баллов, то есть предприятия с наибольшей вероятностью неуплаты налогов или других возможных нарушений налогового законодательства.

Латвия

Латвийский государственный инспекторат по труду ежегодно планирует проверки, основываясь на системе рейтингов. Для планирования целевых проверок разработал специальную рейтинговую базу данных, куда вносится информация о предприятиях. Их оценивают по шкале от 100 до 600 баллов с точки зрения уровня их безопасности или угрозы, благополучия и социальных аспектов, а также потенциального воздействия на общество в целом. При наличии у предприятия высокого рейтинга его обязательно включают в план проверок и проверяют один раз в год. Проверки предприятий со средним рейтингом проводят раз в два года. На остальных предприятиях проверки не проводятся, а вместо этого используются альтернативные методы мониторинга.

Россия

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом Федеральной налоговой службы (ФНС) Российской Федерации, определила 11 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговой службой в процессе отбора объектов для налоговых проверок. На сайте ФНС РФ размещены общедоступные критерии оценки рисков налогоплательщиков, которые могут зайти на сайт налоговой службы России и ознакомиться с имеющимися критериями для оценки рисков своей деятельности.
Украина

В 2007 году Украина приняла и внедряет закон об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Положения закона направлены на ограничение числа проводимых проверок, а также на применение контролирующими ведомствами нового подхода к планированию проверок основанного на управлении рисками. Государственные ведомства, которые не разрабатывают критерии распределения субъектов предпринимательства в своей сфере контроля, на основе рисков имеют право проводить проверки не менее одного раза в пять лет. Также закон предусматривает систематизацию предъявляемых в ходе проверок требований на основе проверочных листов.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация законопроекта потребует дополнительных финансовых затрат.





Похожие:

Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Конституционного закона Республики Казахстан
О внесении дополнений и изменений в Конституционный закон Республики Казахстан о судебной системе и статусе судей
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архитектурной, градостроительной...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам всеобщего...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства»...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования»...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации»
...
Концепция проекта Закона Республики Казахстан iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница