Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года




Скачать 113.35 Kb.
НазваниеПеречень основных изменений налогового законодательства с 2011 года
Дата конвертации11.02.2013
Размер113.35 Kb.
ТипДокументы


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С 2011 ГОДА

Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)
Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ,

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ
1. Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают

формы регистров налогового учета

В пункте 1 статьи 230 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года) для налоговых агентов была установлена обязанность вести учет доходов, которые они выплатили физическим лицам, по форме (1-НДФЛ), утвержденной Приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.

С 1 января 2011 года согласно пункту 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных физическому лицу доходах. Форма регистра налогового учета должна содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления НДФЛ, реквизиты соответствующего платежного документа.

2. Прописан порядок возврата налоговым агентом

излишне удержанного НДФЛ из дохода налогоплательщика

Излишне удержанный НДФЛ возвращается налоговым агентом физическому лицу по заявлению последнего.

Согласно пункту 1 статьи 231 НК РФ физическое лицо обращается к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанного налога. При этом налоговый агент обязан сообщать налогоплательщику об излишнем удержании налога и его сумме в течение десяти дней со дня обнаружения этого факта. Возврат налога осуществляется в течение трех месяцев со дня получения заявления физического лица. Возврат возможен за счет предстоящих платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Возвращаемая сумма налога перечисляется на указанный в заявлении счет налогоплательщика. Если срок возврата налога нарушен, налоговый агент должен за каждый день просрочки начислить проценты на сумму невозвращенного НДФЛ (исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ) в пользу физического лица.

Излишне удержанный и перечисленный НДФЛ инспекция возвращает налоговому агенту в порядке, установленном статьей 78 НК РФ. При этом вместе с заявлением на возврат налоговый агент должен представить в инспекцию выписку из регистра налогового учета, который ведется в соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РФ.

Кроме того, в пункте 1 статьи 231 НК РФ закреплена возможность возврата физическому лицу излишне удержанного НДФЛ до момента получения данной суммы налоговым агентом из бюджета. Налоговый агент может осуществить возврат за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ излишне удержанный у работника НДФЛ возвращается также в случае, если налог был неправомерно удержан после того, как налоговый агент получил заявление физического лица о предоставлении имущественного вычета. Соответствующее дополнение внесено в статью 220 НК РФ, и оно вступило в силу с 1 января 2011 года.

Особый порядок возврата НДФЛ предусмотрен в случае перерасчета, если физическое лицо приобрело статус налогового резидента Российской Федерации. В такой ситуации возврат производит не налоговый агент-работодатель, а налоговая инспекция. Для этого налогоплательщик подает в инспекцию по окончании налогового периода декларацию и документы, подтверждающие его статус, и налоговый орган возвращает налог в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).
3. НДФЛ: операции РЕПО

С 1 января 2011 года вступила в силу статья 214.3 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51.3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ договор РЕПО состоит из двух частей. В первой части одна сторона (продавец по договору РЕПО) обязуется передать в собственность другой стороне (покупателю по договору РЕПО) ценные бумаги, а последняя обязуется их принять и уплатить за них денежную сумму. Во второй части договора уже покупатель обязуется передать в собственность продавца ценные бумаги, а продавец должен их принять и оплатить. Если договор РЕПО исполняется за счет физического лица, то одной из сторон соглашения должен быть брокер, дилер, депозитарий, управляющий, клиринговая или кредитная организация. Определение налоговой базы, исчисление, удержание и уплату НДФЛ в отношении операций РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, производит налоговый агент - например, брокер (п. 18 ст. 214.1 НК РФ).

База по НДФЛ в отношении операций РЕПО определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов по совокупности всех операций РЕПО за налоговый период (п. 6 ст. 214.3 НК РФ). При этом доходы и расходы определяются следующим образом.

1) Если физическое лицо выступает продавцом по первой части РЕПО (п. 4 ст. 214.3 НК РФ).

Необходимо определить разницу между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО. Если разница отрицательная, то в целях статьи 214.3 НК РФ у продавца возникает доход в виде процентов по займу, предоставленному ценными бумагами. Он включается в состав доходов, полученных по операциям РЕПО. Если же разница положительная, то у продавца возникает расход в виде процентов по займу, полученному денежными средствами. Он уменьшает доход от операций РЕПО и доход, полученный в результате купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ. При этом расходы нормируются. Для этого используется действующая на дату выплаты процентов ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза, - в отношении расходов, выраженных в рублях. В отношении расходов, выраженных в иностранной валюте, применяется показатель, равный 9 процентам.

2) Если физическое лицо выступает покупателем по первой части РЕПО (п. 5 ст. 214.3 НК РФ).

Необходимо определить разницу между ценой реализации ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой приобретения ценных бумаг по первой части РЕПО. Если разница положительная, то в целях статьи 214.3 НК РФ у покупателя возникает доход в виде процентов по займу, предоставленному денежными средствами. Он включается в состав доходов, полученных по операциям РЕПО. Если же разница отрицательная, то у покупателя возникает расход в виде процентов по займу, полученному ценными бумагами. Данный расход уменьшает доход от операций РЕПО и доход от операций с ценными бумагами, полученными в рамках операций РЕПО. Расходы нормируются так же, как в отношении продавца.

Следует отметить, что при определении доходов и расходов по общему правилу применяется фактическая цена реализации ценных бумаг с учетом накопленного процентного дохода, независимо от их рыночной цены (абз. 4 п. 2 ст. 214.3 НК РФ).

Если по итогам налогового периода расходы превысили доходы, налоговая база по операциям РЕПО равна нулю. При этом на сумму превышения можно уменьшить в том же налоговом периоде доходы от купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, и доход от сделок с ценными бумагами, полученными в рамках операций РЕПО. Для этого применяется следующая пропорция: отношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО и обращающихся на ОРЦБ, к общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО и не обращающихся на ОРЦБ, к общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Согласно правилам статьи 214.3 НК РФ датой получения дохода, а также датой осуществления расхода по операциям РЕПО является дата фактического исполнения либо прекращения обязательств участников по второй части РЕПО (п. 10 ст. 214.3 НК РФ).

Если вторая часть РЕПО не исполнена в установленный в договоре срок или не исполнена по истечении года после наступления срока исполнения первой части РЕПО, то в целях ст. 214.3 НК РФ вторая часть РЕПО признается неисполненной (абз. 5 п. 2 ст. 214.3 НК РФ). Это означает, что участники операции РЕПО должны будут учесть доходы и расходы от реализации ценных бумаг в рамках первой части РЕПО в порядке статьи 214.1 НК РФ. Доходы и расходы необходимо будет признать на дату исполнения первой части РЕПО исходя из рыночных цен на ценные бумаги. Если таковых нет, то применяются расчетные цены (абз. 6 п. 2 ст. 214.3 НК РФ). Порядок определения рыночных и расчетных цен на ценные бумаги предусмотрен пунктами 5 и 6 статьи 280 НК РФ.

Также в статье 214.3 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО в случае:

- замены ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО (п. 3 ст. 214.3 НК РФ);

- получения выплаты по ценной бумаге покупателем по первой части РЕПО (п. 7 ст. 214.3 НК РФ);

- осуществления эмитентом купонной выплаты (п. 8 ст. 214.3 НК РФ);

- исполнения процедуры урегулирования взаимных требований (п. 11 ст. 214.3 НК РФ);

- реализации ценных бумаг, полученных покупателем по первой части РЕПО (п. 12, 13, 14 ст. 214.3 НК РФ);

- предоставления займов ценными бумагами, которые являются объектами операций РЕПО (п. 15 ст. 214.3 НК РФ).
Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)
Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ,

Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ
1. Для аптечных учреждений начало действовать ограничение на применение ЕНВД

Налогоплательщики не вправе применять ЕНВД, если:

- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек (пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);

- доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации составляет более 25 процентов (пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

С 1 января 2011 года данное ограничение распространяется и на аптечные учреждения, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ).

Транспортный налог (глава 28 НК РФ)
Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ,

Федеральный закон от 27.11.2010 N 307-ФЗ
1. Организации не обязаны представлять расчеты по авансовым платежам

С 1 января 2011 года организациям - плательщикам транспортного налога не нужно подавать в инспекцию расчеты авансовых платежей. Соответствующие изменения были внесены в статью 363.1 НК РФ.
2. Изменен срок уплаты физическими лицами

транспортного налога

Для физических лиц изменился срок уплаты транспортного налога. Теперь он не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ). Данная поправка вступила в силу 2 сентября 2010 года.

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 НК РФ).

Учитывая, что Федеральным законом № 229-ФЗ не придана обратная сила положениям статьи 363 НК РФ в части распространения их действия на налоговый период 2010 года, внесенные указанным федеральным законом изменения применяются начиная с налогового периода 2011 года. В связи с этим уплата транспортного налога физическими лицами за 2010 год производится в соответствии с ранее установленными сроками, а именно не позднее 3 мая 2011 года, за 2011 год – не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно Закону Оренбургской области от 17.11.2010 № 4009/920-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О транспортном налоге» физические лица уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, транспортный налог на территории Оренбургской области за 2011 год необходимо будет уплатить не позднее 15 ноября 2012 года.
3. Изменена ставка транспортного налога

Согласно Закону Оренбургской области от 17.11.2010 № 4009/920-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О транспортном налоге» налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил снижена с 7 рублей за одну лошадиную силу до 6 рублей за одну лошадиную силу.
4. Добавлены налоговые льготы по уплате транспортного налога

Согласно Закону Оренбургской области от 17.11.2010 № 4009/920-IV-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О транспортном налоге» крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов, уплачивают транспортный налог в размере 50% (данное положение действует с 01.01.2010).

Кроме того, от уплаты транспортного налога освобождаются государственные учреждения, осуществляющие полномочия по сохранению, воспроизводству и регулированию объектов животного мира и водных биологических ресурсов, государственные учреждения, осуществляющие деятельность по организации воспроизводства конного поголовья и испытанию племенных лошадей в целях селекции в племенном коневодстве, государственные учреждения ветеринарии и лесничества, финансируемые за счет средств областного бюджета, а также учреждения, выполняющие функции в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, спасания людей на водных объектах, финансируемые за счет средств областного и местных бюджетов
Земельный налог (глава 31 НК РФ)
Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ,

Федеральный закон от 27.11.2010 N 308-ФЗ
1. Организации и предприниматели не обязаны

представлять расчеты по авансовым платежам

Организациям и индивидуальным предпринимателям - плательщикам земельного налога не нужно представлять расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода (п. п. 2, 3 ст. 398 НК РФ). Соответственно, с 1 января 2011 года они отчитываются один раз в год: декларация подается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим.
2. За земельные участки, составляющие ПИФ, земельный налог

уплачивает управляющая компания

До 2011 года не был урегулирован вопрос об уплате земельного налога в отношении земельных участков, переданных в паевые инвестиционные фонды (далее - ПИФ).

С 01.01.2011 в статью 388 НК РФ внесены дополнения, согласно которым в отношении земельных участков, переданных в ПИФ, земельный налог уплачивает управляющая компания за счет имущества, составляющего фонд.
3. Изменен порядок уплаты земельного налога физическими лицами,

не являющимися предпринимателями

С 1 января 2011 года физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по земельному налогу. Теперь для указанных лиц срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответствующие коррективы внесены в статьи 396 и 397 НК РФ. Данные поправки вступили в силу 2 сентября 2010 года.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (ст. 393 НК РФ).

Учитывая, что Федеральным законом № 229-ФЗ не придана обратная сила положениям статьи 397 НК РФ в части распространения их действия на налоговый период 2010 года, внесенные указанным федеральным законом изменения применяются начиная с налогового периода 2011 года. В связи с этим уплата земельного налога физическими лицами за 2010 год производится в соответствии с ранее установленными сроками, за 2011 год – не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют порядок и сроки уплаты налога.

Согласно принятым представительными органами муниципальных образований решений о земельном налоге на 2011 год физические лица обязаны уплатить земельный налог за 2011 год не ранее 1 ноября 2012 года. О конкретных сроках уплаты земельного налога можно узнать в налоговом органе по месту расположения земельного участка либо в Администрации муниципального образования.

4. Уточнен срок подачи физическими лицами документов,

подтверждающих право на уменьшение налоговой базы

В пункте 5 статьи 391 НК РФ определены категории физических лиц (инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации и др.), которые при расчете налога за находящийся в собственности земельный участок вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 руб. Такие налогоплательщики должны представить в инспекцию документы, подтверждающие соответствующее право. Согласно пункту 6 статьи 391 НК РФ порядок и сроки подачи указанных документов устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С 1 января 2011 года в данную норму введено уточнение: срок представления документов, подтверждающих право на вычет по земельному налогу, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество физических лиц
Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ
1. Изменен срок уплаты налога на имущество физических лиц

Ранее физические лица уплачивали налог на имущество за текущий год равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября этого же года (п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1). С 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 1 ноября года, следующего за годом исчисления налога. Таким образом, обязательный платеж за 2011 год необходимо будет перечислить на основании налогового уведомления до 1 ноября 2012 года.
О.А. Филимошина, начальник отдела

налогообложения физических лиц
УФНС России по Оренбургской области




Похожие:

Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconПрактический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2012 года Налог на игорный бизнес (глава 29 нк рф) Федеральный закон от 16. 11. 2011 n 319-фз
Пункты приема ставок тотализаторов и букмекерских контор являются объектами налогообложения
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconФедеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 319-фз "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года
Ву 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340;...
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconОсновные изменения налогового законодательства с 2011 года
Размер процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ рф, действовавшей в дни неправомерной блокировки (п. 2 ст....
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconКомпетентное мнение
Анализ главных изменений налогового законодательства, связанных с принятием Закона № 4834-vi 
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года icon2 Бюджетное и налоговое законодательство в области бюджетного и налогового законодательства республики в 2011 году принято 14 законов Республики Саха
В области бюджетного и налогового законодательства республики в 2011 году принято 14 законов Республики Саха (Якутия)
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconРоссийская федерация закон калининградской области
Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года n 110-фз "О внесении изменений и дополнений...
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconМинфин россии федеральная налоговая служба управление федеральной налоговой службы по тамбовской области
Газете №51 от 11. 03. 2011 года опубликован Федеральный Закон от 07. 03. 2011 №24-фз «О внесении изменения в статью 1 Федерального...
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconРекомендации по изучению налогового законодательства (Издание 10, актуализ на 01. 09. 2009)
Данноеая издание предназначено для тех лиц, которые приступают к подробному изучению налогового законодательства Латвии руководителям...
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconК главе 31 Налогового кодекса РФ "Земельный налог" 
Федеральным законом от 29 ноября 2004 года № 141-фз  О внесении изменений в часть вто
Перечень основных изменений налогового законодательства с 2011 года iconОбзор законодательства, обуславливающий необходимость внесения изменений и дополнений в уставы поселений Архангельской области (за первое полугодие 2011 г.)
Ненецкому автономному округу проведен мониторинг законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области,...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница