Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта




Скачать 233.72 Kb.
НазваниеКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта
Дата конвертации06.01.2013
Размер233.72 Kb.
ТипДокументы


КОНЦЕПЦИЯ
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства»


  1. Наименование законопроекта


Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» (далее – законопроект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Основанием для разработки законопроекта послужили Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, предусматривающий усовершенствование механизмов банкротства и План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302.

В результате реализации направлений Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Казахстан должен стать страной: «…которая вышла из мирового кризиса более сильной и конкурентоспособной, с диверсифицированной экономикой и населением, активно вовлеченным в новую экономику».

Важная роль в достижении намеченных целей отводится построению эффективной системы банкротства хозяйствующих субъектов, обеспечивающей наиболее рациональное использование и распределение экономической стоимости предприятий, восстановление платежеспособности которых невозможно, и финансовое оздоровление жизнеспособных организаций, которые конкурентоспособны и могут в перспективе выйти на уровень рентабельности. Повышение эффективности системы банкротства может привести к важным экономическим результатам, например: расширение доступа к кредитам по доступным ставкам, стимулирование инвестиций, сохранение рабочих мест, содействие сохранению финансовой стабильности и стимулированию экономического роста.

Действующее законодательство Республики Казахстан о банкротстве не соответствует условиям, необходимым для экономического развития страны и потребностям бизнеса, не идет в ногу с развитием международных стандартов и передовой практики.

Прежде всего, нормативно-правовая база, регулирующая вопросы банкротства, существенно перегружена в пользу ликвидации, не предусматривая в необходимой мере возможности финансового оздоровления для сохранения предприятий, временно оказавшихся в кризисной ситуации. Процедура финансового оздоровления редко используется на практике, например, только 14 должников использовали данную процедуру в 2009 году, 43 должника в 2010 году, тогда как за эти же периоды признано банкротом 2536 и 2186 организаций соответственно. Уровень доверия должников и кредиторов к процедурам финансового оздоровления при неплатежеспособности и их возможном применении для сохранения предприятий остается по-прежнему очень низким. Это связано с тем, что система не предоставляет достаточной защиты хозяйствующим субъектам, переживающим финансовые затруднения, которые в случае их финансового оздоровления могли бы в долгосрочном плане внести определенный вклад в рост экономики.

Действующий Закон «О банкротстве» от 1997 года (далее – Закон) является третьим принятым законодательным актом (первый закон был принят в 1992 году, затем в 1995 году) в Республике Казахстан в области регулирования процедур банкротства. За истекший период в Закон многократно (более 30 раз) вносились изменения и дополнения, направленные на совершенствование механизмов регулирования несостоятельности, то есть национальная правовая база не была статичной, что позволило приобрести свой опыт с учетом особенностей отечественных условий. Концепция совершенствования законодательства подготовлена с учетом приобретенного опыта в области банкротства, а также мирового опыта, полученного в рамках программы совместных экономических исследований с Всемирным банком.

Таким образом, в целях повышения эффективности системы банкротства необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства, освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве.

В этой связи предлагается внесение изменений и дополнений в законодательство, предусматривающих следующее.

Действующий процессуальный порядок предусматривает, что при подаче исков в суд о признании должника банкротом или ходатайства о применении процедуры реабилитации, судом возбуждается дело о банкротстве, о чем публикуется информация в средствах массовой информации. Как неоднократно отмечалось субъектами бизнеса, в случае, когда предприятие подает заявление на реабилитацию, публикуемая информация о возбуждении дела о банкротстве наносит колоссальный ущерб репутации и сводит к нулю все усилия, так как партнеры по бизнесу отказываются от дальнейшего сотрудничества и прекращают все коммерческие отношения. Международный опыт также подтверждает необходимость пересмотра данного подхода. Всемирным банком указано на излишнюю направленность законодательства о банкротстве на ликвидацию должников, тогда как законодательство должно в большей степени стимулировать процедуры оздоровления.

Вместе с тем, название Закона Республики Казахстан «О банкротстве» изначально нацеливает субъекты бизнеса на его применение в качестве механизма ликвидации, в связи с чем целесообразно изменить наименование на «О реабилитации и банкротстве». При этом будет сохранен порядок возбуждения дела о финансовом оздоровлении отдельно от дела о банкротстве.

Изменение наименования Закона повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в: Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть), Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», а также в Законы Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах», «О зерне», «Об акционерных обществах», «О государственных закупках», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О государственном имуществе».

На сегодняшний день, Законом Республики Казахстан «О банкротстве» предусмотрено три возможных процедуры: процедура внешнего наблюдения, процедура реабилитации, процедура конкурсного производства (ликвидация).

Проведенный экспертами Всемирного банка анализ свидетельствует о том, что процедура внешнего наблюдения носит чисто подготовительный характер, это информативно-сохранительная процедура, она не обеспечивает выход предприятия из тяжелого положения, а лишь является вариантом подготовки должника к тому или иному решению в виде реабилитационной процедуры или ликвидации, при этом носит рекомендательный характер. В соответствии с поставленными задачами приоритетного применения процедуры финансового оздоровления и устранения барьеров, из-за которых возникают задержки или трудности в использовании процедур несостоятельности, с учетом мнения международных экспертов планируется исключить процедуру внешнего наблюдения и реализовать в Законе три процедуры: ускоренная процедура реабилитации , полномасштабная процедура реабилитации и процедура банкротства (ликвидации) должника. Это повлечет внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть).

Также одним из вопросов, требующих урегулирования является проблема сбора информации о должнике. Действующее законодательство не обязывает должника к раскрытию информации о своем финансовом положении при наступлении несостоятельности, тогда как открытость информации о должнике могла бы обеспечить предсказуемость перспектив урегулирования задолженности и принятия своевременных решений кредиторами. Так, на сегодняшний день кредиторы и назначаемые уполномоченным органом управляющие фактически не имеют доступа к информации о должнике, сами должники избегают передачи учетной документации и не несут в итоге никакой ответственности перед кредиторами, что позволяет безнаказанно уходить от уплаты долгов. Кроме того, законодательство не предусматривает обязанностей должника инициировать в отношении себя применение процедур финансового оздоровления или банкротства (ликвидации), что позволяет должникам выводить активы до инициирования исков кредиторами.

В этой связи, предлагается внесение норм в законодательные акты, регулирующие порядок предоставления информации о субъектах бизнеса, с целью создания адекватной правовой базы, позволяющей управляющим, и соответственно кредиторам получать от государственных органов и иных организаций сведения о несостоятельном должнике. К указанным сведениям в частности будут относиться учетная документация должника, а также сведения о причинах финансовых трудностей должника, информация о сделках прошлых периодов, от которых можно отказаться в соответствии с требованиями законодательства о несостоятельности, информация о финансовом состоянии за продолжительный период времени и др. Доступность к информации также положительно скажется на профилактике правонарушений в области преднамеренного банкротства, так как будет существенно повышена эффективность работы управляющего по оспариванию сделок должника, совершенных до наступления банкротства. Соответственно будет обеспечен качественный контроль уполномоченного органа за проведением работы по выявлению правонарушений в области преднамеренного и ложного банкротства в предбанкротный период. Совершенствование системы в части доступа к информации в государственных органах и иных организациях будет обеспечено путем внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты: Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», а также в Законы Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», «О рынке ценных бумаг».

Введение административной ответственности за непредставление необходимой информации, а также ответственность за несанкционированное распространение информации о должнике, будет достигнуто путем внесения дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

Процедура ликвидации через банкротство, предусмотренная действующим законодательством, не используется должным образом всеми категориями кредиторов, и большинство дел (около 90%) возбуждаются судом на основании заявлений о банкротстве, подаваемых налоговыми органами. В 2010 году было ликвидировано 2132 должника, из них более 80% не имели имущества (активов). Большинство конкурсных кредиторов не считают ликвидацию надлежащим или целесообразным способом взыскания долга, так как доля удовлетворения требований кредиторов, прибегающих к этой практике, очень низка. Залоговые кредиторы предпочитают использовать практику судебного или внесудебного обращения взыскания на залоговое имущество, так как эффективность процедур банкротства вызывает обоснованную критику в силу того, что действующим законодательством о банкротстве не в полной мере обеспечивается защита прав кредиторов. Это в первую очередь связано с тем, что в процедурах банкротства отсутствует собрание кредиторов, в связи с чем, большинство из них не участвуют в принятии решений по погашению задолженности должником, решение вопросов, касающихся прав отдельных кредиторов предоставлено комитету кредиторов, в котором голосование производится без учета сумм требований к должнику, комитет кредиторов формируется управляющим и утверждается уполномоченным органом, а не кредиторами. Кроме того, на уровень доверия со стороны кредиторов к системе банкротства существенное влияние оказывает низкая квалификация профессиональных управляющих, а также отсутствие норм, регулирующих отношения со сторонами, связанными с должником.

Мировая практика свидетельствует, что правильная модель должна предусматривать соответствующие санкции и ответственность управляющего для того, чтобы принимаемые им решения соответствовали цели процедуры. В этой связи потребуется также внесение дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в части расширения оснований привлечения управляющих к административной ответственности.

При осуществлении производства по делу о банкротстве или финансовом оздоровлении в Гражданский кодекс (общая часть) будут введены новые нормы, которые будут действовать в отношении договоров, по которым обе стороны не до конца исполнили свои обязательства (так называемые договоры «с исполнением в будущем»). Закон позволит управляющему предприятия - должника принимать решения о продолжении исполнения договоров или об отказе от их исполнения по итогам анализа выгод и издержек в интересах кредиторов. Любой договор - это комплекс выгод и издержек для предприятия. В случае если издержки превышают ожидаемые выгоды, отказ от исполнения договора позволит конкурсному управляющему исполнять свои обязанности в целях увеличения доходов за счет сокращения убытков компании, фиксировать требования, размер которых можно определить и которые могут быть удовлетворены на справедливой основе, на момент возбуждения производства по делу о банкротстве или финансовом оздоровлении.

В целях профилактики лжепредпринимательства и преднамеренного банкротства, а также усиления ответственности индивидуальных предпринимателей за доведение до банкротства в Гражданском кодексе (общая часть), Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и Законе Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» будет предусмотрено, что индивидуальный предприниматель лишается права на повторную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года со дня признания его банкротом.
3. Цели принятия законопроекта
Целью законопроекта является повышение эффективности системы банкротства в целом, исключение пробелов, коллизий в законодательстве и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
4. Предмет регулирования законопроекта
Предметом регулирования законопроекта выступают правоотношения в сфере проведения ускоренной процедуры финансового оздоровления, процедуры финансового оздоровления, процедуры банкротства (за исключением банкротства банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов).
5. Структура законопроекта
Законопроект состоит из 2 статей.

Первой статьей предусматривается внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть), Уголовный кодекс Республики Казахстан, Гражданский кодекс (Особенная часть) Республики Казахстан, Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», а также в Законы Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О хозяйственных товариществах», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О производственном кооперативе», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О естественных монополиях и регулируемых рынках», «О Национальном архивном фонде и архивах», «О финансовом лизинге», «О зерне», «О потребительском кооперативе», «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О государственных закупках», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», «О конкуренции», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О недрах и недропользовании», «О государственном контроле и надзоре в Республики Казахстан», «О государственном имуществе», «О Фонде национального благосостояния».

Вторая статья предусматривает порядок введения в действие законопроекта.
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические

последствия в случае принятия законопроекта
Принятие законопроекта не повлечет отрицательных правовых, социально-экономических последствий и может привести к решению задачи дальнейшего усовершенствования механизма банкротства в соответствии со Стратегическим планом развития нашей республики до 2020 года, что в свою очередь откроет новые значительные возможности для улучшения социально-экономической жизни населения.

Введение в национальное законодательство предлагаемых норм должно оказать положительное влияние на дальнейшее развитие общества, в частности, на развитие гражданского общества, так как содержит нормы стимулирующие повышение правовой грамотности населением. Кроме этого, позволит сохранить рабочие места ввиду предусмотренной приоритетной реализации конкурсной массы как действующего комплекса, повысит доверие кредиторов и общества в целом к институту регулирования несостоятельности, так как вносимые нормы направлены на расширение прав кредиторов, обеспечение прозрачности проведения процедур и доступности информации о должнике, усиление мер ответственности к недобросовестным должникам, устранение административных барьеров, упрощение применения процедур, включая возможность перехода от процедуры банкротства к процедуре финансового оздоровления.

Также предполагается положительное влияние законопроекта в финансово-экономическом плане. С учетом того, что реализация законопроекта не потребует расходов бюджета, ожидается улучшение показателей по степени погашения требований кредиторов, так как будет обеспечена своевременность принятия соответствующих процедур к должнику и субсидиарная ответственность должностных лиц должника. Совершенствование законодательной базы позволит повысить роль системы банкротства в регулировании деятельности субъектов бизнеса путем предоставления возможности сохранения конкурентоспособных предприятий и эффективной ликвидации убыточных и нерентабельных производств. Кроме этого, принятие законопроекта окажет положительное влияние на сектор кредитования ввиду обеспечения предсказуемости рисков залоговых кредиторов, и как следствие, снижение стоимости кредитов для субъектов бизнеса.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения

других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым

законопроектом
Отсутствует.
8. Регламентированность предмета законопроекта иными

нормативными правовыми актами
Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть), Уголовный кодекс Республики Казахстан, Гражданский кодекс (Особенная часть) Республики Казахстан, Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Экологический кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», а также Законы Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О хозяйственных товариществах», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О производственном кооперативе», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», «О банкротстве», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О финансовом лизинге», «О государственном материальном резерве», «О страховой деятельности», «О зерне», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О торговом мореплавании», «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», «О военном положении», «Об акционерных обществах», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», «О рынке ценных бумаг», «О внутреннем водном транспорте», «Об инвестиционных фондах», «О третейских судах», «О частном предпринимательстве», «О лицензировании», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «О развитии хлопковой отрасли», «О государственных закупках», «О Фонде национального благосостояния», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О недрах и недропользовании», «О государственном имуществе».

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта
Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию финансового оздоровления неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка. Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве (несостоятельности) в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны.

К основным из них следует относить:

- защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и их распределение в соответствии с законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов;

- возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций (долей) реорганизованного действующего предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности;

- максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его структурных единиц, которые посредством процедуры банкротства (несостоятельности) будут восстановлены и смогут внести свой вклад в экономику страны;

- обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок.
Изменение наименования Закона.

В мировой практике существуют две разные концепции законодатель­ства о банкротстве (несостоятельности): прокредиторская, призванная защищать интересы кредиторов (например, в Англии и Германии), и продебиторская, которая направлена на защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также предлагает социальную защиту рабочих предприятия (примером является США и Франция). Например, продебиторской можно считать такую законодательную тенденцию как ограничение прав залоговых кредиторов, примером прокредиторского подхода служит предоставление кредитору права на обжалование постановления об отказе в принятии заявления, не предусматривая права должника на обжалование постановления в случае необоснованного возбуждения производства по делу о его банкротстве (несостоятельности).

И в том и в другом случае законодательство направлено на регулирование вопросов неплатежеспособности и несостоятельности должника, и эта направленность определяется уже из наименования самих правовых актов. Например, Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)», Закон Канады «О банкротстве и неплатежеспособности», Закон Латвии «О неплатежеспособности», Закон Белоруссии «Об экономической несостоятельности (банкротстве) и др.). Во Франции и Великобритании из названия законов исчезло даже слово «банкротство». Оно применяется там только в уголовном праве. Во Франции в 1985 г. было принято два Закона, регулирующих вопросы несостоятельности - Закон №85-98 «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке» и Закон №85-99 «О конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий».
Предоставление информации о должнике, обязанность должника сообщать о факте несостоятельности.

Как следует из «Руководства для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности» (ЮНСИТРАЛ), принятого Комиссией ООН по праву международной торговли в 2005 году, в соответствии с мировой практикой эффективная система законодательства о несостоятельности предусматривает надежный механизм оперативного предоставления информации.

Для содействия проведению тщательной независимой оценки коммерческих операций должника, в том числе его неотложных потребностей в ликвидных средствах и целесообразности привлечения финансирования после открытия производства, долгосрочных перспектив выживания предприятия и вопроса о том, отвечает ли администрация необходимым критериям для продолжения руководства предприятием, как правило, требуется информация, касающаяся должника, его активов и обязательств, финансового положения и состояния дел в целом. С тем чтобы обеспечить возможность проведения такой оценки как при ликвидации, так и при реорганизации, но в первую очередь при реорганизационном производстве и в тех случаях, когда предприятие планируется продать в качестве функционирующей хозяйственной единицы в рамках ликвидационного производства, на должника возлагается обязательство представлять подробную информацию в отношении его коммерческих операций и финансовых дел за достаточно продолжительный срок, а не просто за период, непосредственно предшествующий открытию производства.

Такая подробная информация включает информацию, касающуюся активов и обязательств, доходов и выплат, перечни клиентов, прогнозы в отношении прибылей и убытков, подробные данные о движении наличности, информацию о конъюнктуре рынка, данные о тенденциях развития отрасли, информацию, которая, предположительно, касается причин нынешнего финансового положения должника, раскрытие информации о предшествующих сделках, в которые были вовлечены должник или активы должника, включая те, которые могут подлежать расторжению на основании закона о несостоятельности, а также информацию, касающуюся неисполненных контрактов, сделок с участием лиц, связанных с должником, и текущих судебных, арбитражных или административных процедур, которые возбуждены против должника или участником которых является должник. В отдельных юрисдикциях законы о несостоятельности содержат также требование о том, чтобы должник предоставлял информацию, касающуюся его кредиторов, и, как указывалось выше, готовил, часто в сотрудничестве с управляющим в деле о несостоятельности, список кредиторов, на основании которого может быть проведена проверка их требований, а также список своих должников. Предусматривается также требование о том, чтобы должник периодически обновлял такой список по мере проверки требований и их признания или отклонения.

В этой связи в некоторых законах предусмотрены стандартные информационные бланки (формализованная отчетность), в которых перечислена требующаяся информация. Они подлежат заполнению должником (причем предусматриваются надлежащие санкции за представление ложной или вводящей в заблуждение информации), или независимым лицом, или управляющим.

В дополнение к обязательствам должника в отношении представления информации законодательство о несостоятельности наделяет, уполномоченный орган, управляющих в деле о несостоятельности и кредиторов или комитет кредиторов соответствующим правом требовать и получать информацию от должника, предусмотрев соответствующие санкции на случай неполучения запрошенной информации.

В законодательстве о несостоятельности также включаются нормы, предусматривающие защиту этих видов информации от злоупотребления со стороны кредиторов или других сторон, которые в состоянии воспользоваться ею в случае несостоятельности должника.

Кроме того, информация, содержащая сведения о деятельности компании в части бухгалтерского учета в соответствии с добросовестной международной практикой, контроля и проверки документов бухгалтерского учета представителями аудиторской фирмы (для средних и крупных компаний) предоставляется в реестр (депозитарий), обеспечивающий информирование и «прозрачность» рынка и возможность предоставления пользователям в соответствии с их полномочиями.

Наряду с предоставлением вышеуказанной информации в международной практике предусматривается также обязательства должника при наступлении определенных условий заявлять о своей несостоятельности. Например, по законодательству Российской Федерации, Англии и др. государств должники в случае наступления угрозы несостоятельности обязаны обратиться в суд с заявлением о применении к ним процедур несостоятельности. В случае не принятия своевременных мер руководители, собственники имущества несут гражданско-правовую и уголовную ответственность. Подобные положения в законодательстве позволяют пресечь вывод имущества из предприятий находящихся тяжелом финансовом положении и своевременно применять меры оздоровления. Кроме того, уполномоченные органы этих стран вправе получать любую информацию о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия.

С целью исключения злоупотреблений процедурами банкротства или финансового оздоровления со стороны должника или некоторых кредиторов, будет предусмотрена обязанность должника предоставлять необходимую информацию участникам по делу о банкротстве или финансовом оздоровлении, а также административная ответственность за непредставление такой информации.
Нормы о режимах договоров при осуществлении производства по делам о несостоятельности, режим сделок, подлежащих расторжению.

В соответствии с положениями ЮНСИТРАЛ достижение цели максимизации стоимости имущественной массы и сокращения обязательств или, при реорганизации, создания возможности для выживания должника и бесперебойного продолжения его операций в максимально возможных пределах может предполагать использование тех контрактов, которые являются выгодными и способствуют повышению стоимости имущественной массы (включая контракты, обеспечивающие продолжение использования важнейшего имущества, в том числе и принадлежащего третьим лицам), и расторжение тех из них, которые являются обременительными либо текущие затраты по исполнению которых превышают выгоды от их реализации.

В соответствии с мировой практикой приняты различные подходы к вопросу о продолжении исполнения контрактов и отказе от их исполнения.

Согласно некоторым законам, открытие производства по делу о несостоятельности не затрагивает действия контрактов и, таким образом, договорные обязательства сохраняют свою силу и продолжают применяться общие нормы договорного права.

Другие законы увязывают продолжение исполнения контракта и отказ от его исполнения в общую процедуру, согласно которой от управляющего в деле о несостоятельности требуется предпринимать определенные действия в отношении контракта, например, уведомить контрагента о том, что исполнение контракта должно быть продолжено (а в некоторых случаях - что контракт включается в имущественную массу в деле о несостоятельности) или, что в исполнении контракта отказывается.

Отдельными юрисдикциями предусмотрена обязанность управляющего в деле о несостоятельности не просто предпринимать конкретные действия, но и делать это в установленные сроки (при этом в определенных обстоятельствах может допускаться продление этих сроков), которые при реорганизации обычно более длительны, чем при ликвидации. В имеющихся примерах из законодательной практики эти сроки варьируются от 28 до 60 дней. Законодательство других стран предусматривает установление такого срока в судебном порядке. Цель такого подхода - обеспечение определенности для обеих сторон. От управляющего в деле о несостоятельности требуется принятие своевременных мер в отношении контрактов, не исполненных к моменту открытия производства, а контрагенту обеспечивается известная определенность в отношении продолжения исполнения контракта в течение разумного срока после открытия производства по делу.

В случае отказа от исполнения контракта контрагент, как правило, освобождается от обязательств по исполнению оставшейся части контракта, и принципиальным вопросом, который требует разрешения, является вопрос о доступных контрагенту средствах правовой защиты.

В законодательстве многих стран установлено, что контрагент вправе рассчитывать только на возмещение убытков, невзирая на наличие иных средств правовой защиты за пределами производства по делу о несостоятельности. Одна из причин, по которым был принят такой подход, заключается в том, что предоставление иных средств правовой защиты - таких, например, как поставка товаров, произведенных, но не поставленных до открытия производства по делу о несостоятельности, - равносильно удовлетворению требования контрагента в полном объеме, т. е. достижению результата, на который не могут рассчитывать другие необеспеченные кредиторы и который представляет собой нарушение принципа равного режима.

Вместе с тем некоторые законы допускают такую защиту права в форме поставки товаров, а законодательство других стран - исполнение условий договора, если речь идет о договоре купли-продажи земли.

Помимо не полностью исполненных контрактов еще одну категорию контрактов при несостоятельности составляют контракты, заключенные пос­ле открытия производства. В случае реорганизации и если предприятие пред­полагается продать в качестве функционирующей хозяйственной единицы при ликвидации, часто возникает необходимость в заключении контрактов (как в рамках обычных коммерческих операций, так и в иных случаях), для того чтобы поддерживать предприятие в качестве функционирующей хозяйственной единицы и дать ему возможность продолжать приносить до­ход, что будет в конечном счете отвечать интересам кредиторов. Эти контракты, как правило, рассматриваются как обязательства со стороны имущественной массы, принятые после открытия производства по делу о несостоятельности, и затраты и расходы, связанные с их исполнением, оплачиваются в полном объеме в качестве расходов по управлению имущественной массой.

Для повышения прозрачности режима несостоятельности, как правило, предусматривается ограничение полномочий управляющего в деле о несостоятельности по решению вопросов, связанных с отдельными категориями контрактов. К их числу международной практикой отнесены, например, краткосрочные финансовые контракты, договора страхования, займа, трудовые контракты, правительственные, лицензионные соглашения и др. В большинстве юрисдикций условия продолжения исполнения обязательств, изменение таких условий, а также отказ от исполнения оговариваются в законодательстве о несостоятельности отдельно.

В различных законах о несостоятельности используются существенно различающиеся подходы к установлению критериев, касающихся действий по расторжению сделок, с точки зрения, как конкретных критериев, так и их сочетания в каждой правовой системе. Что касается конкретных критериев, то их условно разделяют на объективные и субъективные.

При установлении объективных критериев, как правило, устанавливают срок, в пределах которого сделки, заключенные должником могут быть расторгнуты. При установлении субъективных критериев, требуется наличие доказательственных материалов, подтверждающих намерения должника укрыть активы от кредиторов.

Независимо от избранного подхода, основной задачей системы несостоятельности является обеспечение определенности для всех сторон за счет четкого определения критериев для расторжения сделок, в том числе элементов, наличие которых потребуется доказать управляющему в деле о несостоятельности, и средств правовой защиты, имеющихся в распоряжении кредиторов.

Учитывая вышеуказанный мировой опыт, целесообразно ввести в гражданское законодательство новые нормы, которые будут действовать в отношении договоров, по которым обе стороны не до конца исполнили свои обязательства (так называемые договоры «с исполнением в будущем»). Как было изложено выше это позволит управляющему предприятия - должника принимать решения о продолжении исполнения договоров или об отказе от их исполнения по итогам анализа выгод и издержек в интересах кредиторов.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта
Реализация проекта не потребует финансовых затрат из государственного бюджета.


Похожие:

Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования» Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования»...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам всеобщего...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства»...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» Название законопроекта
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция к проекту Закона Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам персональных данных»
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации»
...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconКонцепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры»
...
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства» Наименование законопроекта iconО проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития "электронного правительства" Республики Казахстан"
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница