Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда»




Скачать 57.51 Kb.
НазваниеУрок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда»
Дата конвертации09.12.2012
Размер57.51 Kb.
ТипУрок
Урок по физике в 7 классе

Тема: «Закон Архимеда»

Учитель физики: Кочеткова Любовь Николаевна

Цели урока:

  • доказать существование выталкивающей силы в жидкости;

  • показать зависимость этой силы от плотности жидкости и объёма погруженной части тела;

  • убедить экспериментально в связи веса тела в воздухе, веса тела в жидкости и выталкивающей силы;

  • познакомить с обстоятельствами открытия закона Архимеда путём инсценировки учащихся;

  • подтвердить связь этого закона с реальной жизнью;

  • воспитать наблюдательность и терпение в достижении цели;

  • развить артистические способности учащихся.

Ход урока:

  1. Учитель ставит проблемные вопросы:

  1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу она не может сдвинуть его с места. Почему?

  2. Ходить по берегу, усеянному морской галькой, босыми ногами больно, а в воде, погрузившись глубже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему?

  3. Почему все водяные растения обладают мягким, легко сгибающимся стеблем?

  4. Почему сырое яйцо тонет в пресной воде, но в соленой плавает?

Учитель предлагает учащимся дать ответ на них. (Некоторые пробуют ответить)

И вот сегодня в процессе изучения нового материала вы узнаете ответы на эти и другие вопросы. Давайте обратимся к великому ученому древности – Архимеду.

2.

1) Учитель говорит:

Моря и пустыни. Земля и Луна.

Свет Солнца и снега лавина.

Природа сложна, но природа – одна.

Законы природы едины.

Вот плот и корабль, поплавок рыбака

Плывут, как по небу плывут облака.

Но камень в воде не плывёт, как бревно,

И камнем бревно не уходит на дно.

В чём сущность явлений? На это ответ

Искал сиракузский мудрец Архимед.

2) Сценку «Архимед и Гиерон» показывают учащиеся. (12-15 мин)

Автор: Давайте заглянем сквозь тысячи лет

В тот город у моря, где жил Архимед.

Вот по дороге мощеной

В раздумье шагает ученый,

К царю Сиракуз

Направляется он

Навстречу спешит из дворца Гиерон.

Царь Гиерон: Нужен твой совет, ученый,

Мастер сделал мне корону.

Погляди-ка Архимед,

Золотая или нет?

С виду золотом сверкает,

Но, ты знаешь, все бывает…

Говорят, что мастер прыткий

Отделил кусок от слитка,

Остальную часть расплавил,

Серебра туда добавил,

А потом принес, хитрец,

Мне подделку во дворец!

Золото иль позолота?

Разгадать – твоя забота!

Надо точно все определить,

Но корону не царапать, ни пилить!

Автор: Из дворца побрел ученый…

Архимед: Мне известен вес короны,

Ну а как найти объем?

Автор: Думал ночью, думал днем.

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол полилась вода -

Догадался он тогда,

Как найти объем короны,

И помчался к Гиерону,

Не обут и не одет,

А народ кричал во след:

Что случилось, Архимед?

Может быть, землетрясенье?

Или в городе пожар!

Всполошился весь базар.

Закрывали лавки даже.

Шум и крики, и смятенье!

Он пронесся мимо стражи.

Архимед: Эврика! Нашел решенье!

Автор: Во дворец примчался он.

Архимед: Я придумал, Гиерон!

Эврика! Раскрыт секрет!

Царь Гиерон: Ты оденься, Архимед.

Топ, сандалии, хитон,

А расскажешь все потом.

Архимед: Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд.

На весы кладем корону

И теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой…

Царь Гиерон: Все понятно!

Архимед: Нет! постой!

Мы теперь корону нашу

Опускаем в эту чашу.

Гиерон, смотри сюда,

В чаще поднялась вода!

Ставлю черточку по краю.

Царь Гиерон: А корону?

Архимед: Вынимаю. В воду золото опустим

Царь Гиерон: В воду золото? Допустим.

Архимед: Поднялась опять вода.

Снова метку ставлю я.

Гиерон: Куда?

Архимед: Ну конечно же, по краю.

Гиерон: Ничего не понимаю

Лишь две черточки я вижу:

Эта выше, эта ниже.

Но какой же вывод главный?

Архимед: Равный вес. Объем неравный.

Ну, а слиток золотой.

Значит, был в короне той

Легче золота металл.

Гиерон: Эврика!

Автор: Тут царь вскричал.

Гиерон: Говоришь, объем неравный?

Архимед: Мастер твой – мошенник явный.

Гиерон: За фальшивую корону

Он ответит по закону!

А ты за разгадку получишь дары!

Автор: На этом прервалась беседа…

Немало воды утекло с той поры,

Но помнят Закон Архимеда!

Учитель: Итак, тема урока «Закон Архимеда». Сейчас вы услышали суть легенды об Архимеде; он помог царю Гиерону и открыл закон.

3) Учитель показывает опыт с ведерком Архимеда и вместе с учащимися приходит к выводу: сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела. (этот вывод дети записывают в тетрадь).

Учитель: а как вы думаете, на тело, погруженное в газ, действует выталкивающая сила?

(дети говорят: да)

Определение: силу, выталкивающую тело из жидкости (или газа) называют архимедовой силой (или силой Архимеда).

(это определение дети пишут в тетрадь)

Учитель: так почему же по-вашему эту силу называют силой Архимеда?

(дети предлагают: он догадался, как её рассчитать)

Учитель: давайте и мы это выясним.

4) Рисунок на доске и в тетрадях учащихся:



В беседе с учащимися выясняется вопрос о направлении и числовом значении силы Архимеда FA .

FA = F2 – F1

FA направлена вверх

FA = PЖ = mЖ g = ρЖ V g

Если тело погружено не полностью, то FA = ρЖ g VПЧТ

PЖ – вес жидкости в объёме погруженного тела;

mЖ – масса жидкости в объёме погруженного тела;

g = 10 Н/кг;

ρЖ – плотность жидкости;

VПЧТ – объём погруженной части тела.

Итак, сила Архимеда зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема погруженной части этого тела. В этом заключается смысл закона Архимеда.

(формулу FA = ρЖ g VПЧТ ученики записывают в тетради)

5) Опираясь на вывод из опыта с ведерком Архимеда, можно записать:

FА = Р0 – Р,

где Р0 – вес тела в воздухе, а Р – вес тела в жидкости, так как при погружении тела в жидкость оно теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Этот вывод можно распространить и на газ.

3.

Теперь попробуем ответить на проблемные вопросы, озвученные вначале урока:

  1. В воде на тело человека действует направленная вверх выталкивающая из воды сила, а на берегу она не действует.

  2. Вследствие действия силы Архимеда в воде воздействия ног на камешки ослабляются и поэтому ходить по мелким камням не больно.

  3. Чтобы не повредить стебли при выталкивании вверх.

  4. Плотность соленой воды больше плотности пресной, следовательно, сила Архимеда в соленой больше, поэтому яйцо в ней плавает.

6) Но всегда ли сила Архимеда действует на погруженное в жидкость тело?

«Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него взглянул.

- Сели на мель? Так ведь? – спросил он лейтенанта.

Рули были выставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что тут в порту глинистое, липкое дно».

(Б.С. Житков «Под водой»).

Обсуждение: Что случилось с подлодкой? Какое дно в порту? Есть ли возможность у лодки оттолкнуться от дна?

Вывод: для того чтобы тело могло всплывать в жидкости, необходимо наличие упругой среды между телом и дном. В данном случае вода не проникала между лодкой и дном. Опытные моряки всегда опасаются таких ситуаций.

4.

Домашнее задание: параграфы 48, 49, упражнение 24 № 1, 2, 3, 4.

Фотографии рабочих моментов урока, проведенного в 7 «В» классе










Похожие:

Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconУрок физики в 7 классе по теме: «Применение закона Архимеда»
Архимеда, формулы для архимедовой силы, условия плавания тел; знакомство с применением закона Архимеда для создания надводных и подводных...
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconУрока по физике в 7 классе Тема: Действие жидкости на погруженные в нее тела. Архимедова сила
Задачи урока: ознакомить школьников с новым физическим явлениям- действием жидкости на погруженное в нее тело; изучить закон Архимеда;...
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconУрок в 7 классе по физике Тема урока: «Почему тела держатся на воде»
Какой вы знаете опыт, с помощью которого можно определить значение архимедовой силы?
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconУрок по физике в 11 классе по теме «Закон отражения света. Плоское зеркало»
Открытый урок по физике в 11 классе по теме «Закон отражения света. Плоское зеркало»
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconКонспект урока Закон Архимеда. (Тема урока)
Раскрыть учащимся физический смысл закона Архимеда через эксперимент, использование Т. С. О., исторический материал
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconПлан-конспект урока по теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда»
«Давление твердых тел, жидкостей и газов», урок 15 «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда»
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconОткрытый урок по физике в компьютерном классе
«Физика в картинках», выбрать раздел «Термодинамика», запустить модель «Изотермический процесс»
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconУрок по физике Тема : Импульс. Закон сохранения импульса
Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а...
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconУрок алгебры в 11 классе  Тема урока:  Площадь криволинейной трапеции.  
Акционерного общества «Назарбаев Интеллектуальные школы» и не  подлежит к использованию в других источниках
Урок по физике в 7 классе Тема: «Закон Архимеда» iconУрок по физике в 7-м классе на тему "Сила упругости. Закон Гука"
Здравствуйте ребята! Садитесь. На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – силой, а так же выяснили, почему...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница