"Северный Крест"




PDF просмотр
Название"Северный Крест"
страница1/178
Дата конвертации12.12.2012
Размер7.71 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   178



Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
Центр философской компаративистики
"Северный Крест"
A.B. Дьяков
Философия постструктурализма
во Франции
Post-Structural Philosophy
in France
Редакционный совет серии:
Колесников A.C. (председатель)
Сандулов Ю.А.(США), Дьяков A.B. (Россия), Кирабаев Н.С. (Россия),
Островская Е. П. (Россия), Джордж Маклин (США), Энрике Вильянуэва (Мексика)
Морис Дени (Франция), Петр Дудкевич (Канада), Рустем Жангожа (Украина),
Чолпон Алиева (Киргызстан)
Northern Cross
Publishing 2008
Москва - Нью-Йорк - Санкт-Петербург


Серия: Российско - Американский диалог
Проект осуществлён
при поддержке Русского Дворянского Собрания в Америке
Дьяков A.B.
Философия пост-структурализма во Франции. — Нью-Йорк.: Издательство "Северный
Крест"
2008. — 364 с.
ISBN:
LIBRARY OF CONGRESS
CATALOG CARD NUMBER: 2008928668
Монография A.B. Дьякова посвящена анализу основных концепций французского
постструктурализма. Мишель Фуко, Жиль Делёз, Феликс Гваттари, Жак Деррида, Ролан Барт, Юлия Кристева,
Жак Лакан, Жан Бодрийяр - таковы главные персонажи этой книги. Детальное исследование конкретных идей
философов-постструктуралистов сочетается с опытом обобщения важнейшего концепта французского
постструктурализма - децентрированного субъекта. При этом обобщения не скрывают оригинальности
отдельных мыслителей и не сводят их к общей рубрике.
Книга адресована профессиональным философам, историкам культуры и всем, кто интересуется
состоянием современной философской мысли.
ББК 71.0 О Дьяков A.B. 2008
Д 93 © Northern Cross Publishing 2008
First American Edition
Manufactured in the United States of America
All rights reserved
1


Содержание
Введение 3
Пролог. От структурализма к постструктурализму 13
Часть 1. Семиологический проект в постструктурализме 27
Глава 1. Ролан Барт: борьба против телеологизма 27
Глава 2. «Tel Quel» и Ю. Кристева: «семанализ» и поиски
субъекта 48
Глава 3. Французская школа «анализа дискурса» 62
Часть 2. Генеалогия и история 69
Глава 1. Генеалогический проект Мишеля Фуко 69
Дополнение: Фуко и Рикёр 129
Глава 2. «Теоретическое насилие» Жана Бодрийяра 134
Часть 3. Децентрация и смерть субъекта 185
Глава 1. Жиль Делёз: логика смысла 185
Глава 2. Жак Деррида: от феноменологии к деконструкции 206
Часть 4. От психоанализа к шизоанализу 231
Глава 1. Паранойяльный субъект Жака Лакана 231
Глава 2. Шизоанализ Феликса Гваттари 252
Вместо заключения: 313
Проблема субъекта в постструктуралистской перспективе 313
Дополнительная библиография 343


Введение
Постструктурализм оказался самым ярким и,
несомненно, самым влиятельным течением французской
философии второй половины XX столетия. Его концепции,
процедурные подходы, а самое главное - особое чувствование
проживаемой человеком истории и мира как целого оказали
огромное влияние на состояние современной философии. В
настоящее время призывы покончить с постструктурализмом,
забыть о нём стали общим местом. Однако состоятельность этих
призывов зачастую вызывает сомнение. Во-первых,
постструктурализм в столь значительной степени изменил самый
стиль философии. Если воспользоваться известным образом
Ницше, можно сказать, что постструктуралисты, подобрав
стрелу, пущенную предвоенной философией, не только пустили
её в другом направлении, но, по справедливому замечанию
Делёза, изменили самый её материал. Во-вторых,
постструктурализм в полной мере реализовал свою программу (о
том, что это за программа, нам ещё предстоит поговорить), а
значит, уже поздно призывать к забвению. Наконец, в третьих, до
сих пор неясно, что можно предложить взамен. Совершенно
очевидно, что философия стоит на пороге больших перемен,
весьма вероятным представляется появление в ближайшие
десятилетия новой модели философствования. Но, пока её нет,
приходится признать, что постструктурализм рано называть
вчерашним днём. Вернее, день-то это вчерашний (хотя бы
потому, что свой расцвет это движение пережило три
десятилетия назад, а из его представителей почти никого не
осталось в живых), вот только день сегодняшний пока не
наступил. Это даёт лишний повод заново обратиться к тому
способу проблематизации современности, который предложили
постструктуралисты. С этим и связан замысел нашей книги:
взглянуть на французский постструктурализм как на
оригинальный и в высшей степени продуктивный способ
проблематизации современности.
Начиная разговор о постструктурализме, необходимо
тщательно определить, что мы понимаем под этим термином.
Само выражение «постструктурализм» во Франции не
популярно, поэтому прежде всего необходимо выяснить, о чём
пойдёт речь. Во-первых, здесь имеет смысл говорить не о
«теориях» (и уж ни в коем случае не о единой общей «теории»),
а, как maximum, о «концептах» (в делёзовском смысле, о котором
мы поговорим ниже). Ведь постструктурализм всячески избегает
теоретизирования и относится с большим недоверием к
глобальным системам мысли наподобие гегелевской. Во-вторых,
за постструктуралистскими концептами стоит
«постмодернистская чувствительность» их авторов — 1)
зачастую неосознаваемая парадигмальная установка на
восприятие мира как хаоса и 2) «поэтическое мышление»,
доставшееся постструктуралистам в наследство от Хайдеггера и
проявляющееся в форме «метафорической эссеистики». А потому
нам не удастся говорить о постструктурализме как
3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   178

Похожие:

\"Северный Крест\" icon              Основная образовательная программа  высшего профессионального образования 
«Северный  (Арктический)  федеральный  университет  имени  М. В.  Ломоносова  (далее  -  Университет)  по  направлению  подготовки  120700....
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница