Оглавление введение 2




НазваниеОглавление введение 2
страница1/13
Дата конвертации04.01.2013
Размер1.79 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО И ЕГО АППАРАТА


5

Анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного в 2011 году


8

РАЗДЕЛ 1
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ





  1. Обеспечение прав ребенка в основных средах его жизнедеятельности




14

2. Обеспечение прав детей НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ


20

3. Обеспечение прав детей на участие в общественных объединениях


24

4. Обеспечение прав детей на получение содержания от родителей


26

РАЗДЕЛ 2





ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО





1. реализация государственной политики в отношении детей-инвалидов в 2011 году


28

2. реализация государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 году


34

Деятельность попечительских советов в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


36

Реализация программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов


37

Обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


38

3. Обеспечение прав детей, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ


41

4. Обеспечение прав детей в ситуациях жизненных рисков


44

Предложения Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав ребенка


49

ПРИЛОЖЕНИЯ


51



Мы обновляем страну, обновляем общество,

меняем нашу жизнь, меняемся сами.

И по большому счету все, что мы делаем,

мы делаем для тех, кого любим сильнее всего –

для наших детей.

Д.А. Медведев

ВВЕДЕНИЕ
Наилучшее обеспечение интересов детей и семей с детьми является политическим приоритетом для органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. В регионе разработана нормативная правовая база, регулирующая вопросы обеспечения конституционных прав и свобод детей. Бюджетом округа предусматриваются большие средства на реализацию окружных целевых программ по поддержке семей с детьми, организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, развита социальная инфраструктура.

Вопросы улучшения положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития – ключевая цель социальной политики автономного округа.

Несмотря на это, по-прежнему сохраняется необходимость в совершенствовании мер по закреплению признанных государством прав каждого ребенка.

Ямало-Ненецкий автономный округ, действуя в области защиты прав детства в соответствии со своими полномочиями, принимая необходимые меры по улучшению положения детей в регионе, первым в Уральском федеральном округе ввел должность Уполномоченного по правам ребенка, приняв Закон автономного округа от 04.05.2007 № 55-ЗАО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе».

Деятельность Уполномоченного в автономном округе строится во взаимодействии с органами власти всех уровней, общественными объединениями, действующими на территории автономного округа. Уполномоченный постоянно участвует в заседаниях Законодательного Собрания автономного округа, его комитетов, исполнительных органов государственной власти, а также в разработке нормативных правовых актов, внесении предложений в государственные органы, органы местного самоуправления о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав ребенка.

В своей работе Уполномоченный руководствуется положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.

В 2011 году вся деятельность строилась исходя из основного посыла Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкина, объявившего 2011 год на Ямале Годом равных возможностей и создания достойных условий жизни для каждого ямальца.

Это созвучно с приоритетами деятельности Уполномоченного по оказанию содействия наиболее уязвимым категориям несовершеннолетних в защите их прав, а также организации всесторонней помощи семьям с детьми. Вся работа осуществлялась во взаимодействии с федеральными органами власти, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления автономного округа, что помогало добиваться положительных результатов в вопросах обеспечения законных прав детей.

В автономном округе эффективным инструментом становится формирование открытой государственной политики в интересах и с участием детей. Цель такой политики заключается в изменении системы государственного и муниципального управления, превращение ее из закрытых для общества структур в открытую систему управленческих моделей и решений в интересах детского населения.

Обращаясь к Уполномоченным по правам ребенка в субъектах РФ, Президент России Медведев Д.А., сказал, что «создание такой системы невозможно без тесного сотрудничества между властью и общественными организациями, без привлечения к работе высококвалифицированных экспертов и просто – небезразличных людей» и что «перед нами стоят масштабные задачи, влияющие на благополучие всего общества…».

Для реализации этой цели сформировано экспертное сообщество, в состав которого вошли такие общественные институты как Общественный экспертный совет, общественные помощники Уполномоченного, детский общественный совет. Это экспертное сообщество готово обсуждать стратегические проблемы детства в контексте развития страны и региона, вырабатывать собственные социальные проекты и влиять на принятие решений на всех уровнях власти, при этом позиционируя себя не как оппонент власти, а как связующий инструмент между обществом и властью, привлекая к обсуждению и выработке решений широкий круг экспертов и граждан.
Для оказания консультативной помощи по вопросам, касающимся прав, свобод и законных интересов ребенка, из специалистов, имеющих необходимые знания и опыт в этой области в соответствии со ст. 15 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.05.2007 № 55-ЗАО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе» создан Общественный экспертный совет.

В его состав вошли специалисты, имеющие необходимые знания в области обеспечения различных прав ребенка, из департаментов автономного округа, Управления Министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу, прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа, представители общественных объединений автономного округа, работающие на общественных началах.

В своих решениях Общественный экспертный совет выносит рекомендации о целесообразности и необходимости разработки или изменений нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы ребенка, о практике реализации федерального и регионального законодательства, а также осуществляет правовые экспертизы проектов нормативных правовых актов.

По итогам работы общественного экспертного совета в представительные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления автономного округа направлено более 20 предложений по совершенствованию нормативных правовых актов и механизмов обеспечения и защиты прав ребенка. Приложение 1.
Четыре года активно действующим является законодательно созданный во всех крупных муниципальных образованиях округа институт общественных помощников Уполномоченного. Они назначаются из числа наиболее опытных и авторитетных, пользующихся доверием населения граждан, не безразличных к детским судьбам.

13 помощников, осуществляющие свою деятельность в муниципальных образованиях автономного округа, работают на общественных началах в соответствии со ст. 14 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.05.2007 № 55-ЗАО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе».

К числу их основных задач относятся всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей, оказание помощи законным представителям несовершеннолетних, регулирование взаимоотношений родителей и детей в конфликтных ситуациях, обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.   

Все они принимали личное участие в проведении проверок обращений граждан с оказанием конкретной помощи нуждающимся в этом людям, в акциях и мероприятиях.

Согласно представленным отчетам общественных помощников, в 2011 году общественные помощники оказывали помощь детям и их родителям по 440 обращениям, в 120 случаях добились положительных решений вопросов на уровне органов местного самоуправления.

Важнейшей функцией общественных помощников является проведение работы по правовому просвещению населения по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов ребенка. Тесно сотрудничая со средствами массовой информации, общественные помощники более 50 раз принимали участие в мероприятиях, проводимых на окружном, муниципальном уровне в организациях и учреждениях, в подготовке и проведении телепередач, в публикации материалов по правовому просвещению детей и их родителей.

Общественные помощники были включены в составы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований.

В автономном округе обращается пристальное внимание не только на обеспечение прав несовершеннолетних со стороны взрослых, но и на привлечение самих детей к активному участию в деятельности по защите своих прав посредством создания детских объединений.

В целях развития детского общественного движения, организации просветительской работы по вопросам прав и законных интересов ребенка создан Детский общественный совет при Уполномоченном, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Положением.

В 2011 году его работа продолжилась в режиме окружных видеоконференций с участием детей, представителей детских общественных объединений, а также общественных помощников, представителей органов местного самоуправления, родительской и педагогической общественности. В его состав входят 14 представителей от муниципальных образований автономного округа из наиболее активных подростков в возрасте от 15 до 18 лет.

В течение года проведено три заседания, два в режиме видеоконференции, одно - в заочном режиме.

В ходе заседаний Детского общественного совета рассматривались вопросы по обсуждению доклада «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Ямало-Ненецком автономном округе в 2010 году», о развитии службы телефонов доверия и детских общественных приёмных, о создании прочной и надежной системы защиты прав каждого ребёнка, о пропаганде семейных ценностей и обеспечении права детей на жизнь и воспитание в семье, о праве на выражение детьми своего мнения и его учёта мнения органами власти и родителями; о традициях семейного воспитания, внутрисемейных отношениях и ценностях, о трудоустройстве и занятости подростков в летний период; о признании права ребёнка на личное пространство в родительском доме и многие другие.

В заочном режиме Детского общественного совета было рассмотрено 26 вопросов по проблемам реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья.

Всего участие в заседаниях Детского общественного совета приняли более 300 детей из всех муниципальных образований автономного округа. Информация о деятельности Детского совета, а также вопросы, заданные участниками заочного заседания, и ответы на них размещены на Интернет-сайте Уполномоченного.
* * *

В основу настоящего доклада легли обобщение и анализ письменных и устных обращений граждан, результаты проверок и исследований, посещений детских учреждений, официальных статистических данных, информации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, а также сведений, полученных в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях, «круглых столах», на которых обсуждались вопросы защиты прав и законных интересов ямальских детей.

Материалы и выводы настоящего доклада могут быть использованы при разработке конкретных программ, направленных на улучшение положения детей в Ямало-Ненецком автономном округе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО И ЕГО АППАРАТА
Для достижения целей и задач, стоящих перед Уполномоченным и его аппаратом, и в строгом соответствии с действующим законодательством в 2011 году была продолжена работа по рассмотрению обращений граждан, совершенствованию законодательства, правовому просвещению, оказанию конкретной помощи нуждающимся в этом семьям и несовершеннолетним.

В соответствии с планом командировок было осуществлено 29 выездов в муниципальные образования автономного округа и за его пределы, в ходе которых проводились встречи с населением, в том числе публичные выступления перед представителями детской, родительской и педагогической общественности, а также личные приемы граждан и посещения учреждений.

Всего в 2011 году Уполномоченный и его представители посетили более 60 окружных и муниципальных учреждений, предприятий, организаций, приняли участие в организации и проведении более 80 мероприятий.

В целях развития механизмов правового просвещения населения были проведены обучающий семинар на тему «Совершенствование механизмов защиты прав детей в Ямало-Ненецком автономном округе: опыт территорий и практические рекомендации» и совместно с департаментом по труду и социальной защите населения автономного округа и Общественной палатой автономного округа научно-практическая конференция «Обеспечение социально-правовых и психолого-педагогических условий социализации детей: состояние, проблемы, современные подходы».

Для совершенствования взаимодействия и расширения форм сотрудничества с правоохранительными органами в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей заключены соответствующие Соглашения с Уральским следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, с Управлением Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу, со Следственным управлением Следственного комитета России по Ямало-Ненецкому автономному округу, с Управлением Федеральной Службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Соглашениями определены основные формы взаимодействия в пределах установленной компетенции и предоставленных полномочий в рамках:

- обмена информацией, статистическими, аналитическими и иными материалами, представляющими взаимный интерес;

- выработки в пределах компетенции предложений, рекомендаций о проведении совместных мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов детей;

- разработки предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы в области защиты прав и законных интересов детей и другое.
В целях правового информирования населения автономного округа в 2011 было проведено более 80 публичных выступлений, в том числе в средствах массовой информации (печатных и Интернет-изданиях, на радио и телевидении) с интервью, комментариями, разъяснениями вопросов, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Доступным для населения является созданный Интернет-сайт www.yamalchild.ru.

О практической пользе сайта свидетельствует факт увеличения количества посещений сайта на 67%. Так, за 2011 год на сайте зарегистрировано 21205 посещений, при этом количество просмотренных страниц составляет 48 861 (рост на 70%). Уровень посещаемости сайта растет каждый месяц. Если в начале 2011 года этот показатель составлял около 50, в середине – около 60, то в конце года – 72 посещения в день.

Наибольший интерес посетителей вызывают разделы, освещающие деятельность Уполномоченного, а также разъясняющие вопросы и практики обеспечения и защиты прав детей. В 2012 году планируется расширить объем публикуемой на сайте информации для специалистов.
В прошедшем году Уполномоченным и сотрудниками его аппарата проведена 171 проверка по поступившим обращениям, в том числе совместно с компетентными государственными органами, по фактам нарушений прав, свобод и законных интересов ребенка. Приложение 2.

По предложению Уполномоченного департаментом образования автономного округа проводились проверки фактов, изложенных в обращениях из п. Старый Надым и коллективной жалобы родителей учащихся Салемальской средней школы-интерната.

Проверкой обращения из п. Старый Надым по вопросу обеспечения в школьников питьевой водой, за которую приходилось платить родителям, выявлено нарушение ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», гарантирующего обеспечение доброкачественной питьевой водой в соответствии с требованиями к качеству воды (п.8.3 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189) за счет собственных финансовых средств, а не за счет денежных средств родителей (иных законных представителей) обучающихся. По окончании проверки был составлен акт от 18.08.2011 и выдано предписание департамента образования автономного округа от 22.08.2011 № 801-17/800 с требованием предусмотреть приобретение бутилированной питьевой воды в рамках финансового обеспечения общеобразовательного учреждения.

Проверкой коллективной жалобы родителей учащихся Салемальской средней школы-интерната по вопросу соблюдения прав несовершеннолетних при осуществлении образовательного процесса выявлены нарушения п.п. 1.8 и 6.13 Устава МОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования», утвержденного постановлением Главы муниципального образования Ямальский район от 26.05.2008 № 487, допущенные директором школы-интерната. Решен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного должностного лица.
В целях сотрудничества и взаимодействия между Уполномоченными по правам ребенка субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в 2011 году создан Координационный совет, деятельность которого была направлена на совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов ребенка.

В 2011 году проведено три заседания Координационного совета. Вопросы, выносимые для обсуждения на эти заседания, затронули проблемы несовершеннолетних, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, защиты прав детей на образование, медицинское обслуживание, правового просвещения взрослого и детского населения.

Обмен опытом работы между субъектами Российской Федерации и повышение уровня профессиональных знаний Уполномоченными позволяет более эффективно принимать меры по защите прав детей в своем регионе.

Так, используя опыт работы Ханты-Мансийского автономного округа по реализации имущественных прав детей, Уполномоченный обратился к руководителю УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу с предложением о внедрении практики применения судебными приставами-исполнителями обращений в суд для признания судом безвестно отсутствующими должников по алиментам, находящихся длительное время в розыске. Такие судебные решения могут являться основанием для назначения ребенку пенсии по потере кормильца.

Анализ обращений граждан

Основной формой работы Уполномоченного является рассмотрение обращений граждан, организация деятельности по их разрешению, принятие конкретных мер в случаях нарушений закона и оказание помощи в реализации прав детей и семей с детьми.

В 2011 году поступило 211 обращений, что на 49 обращений (23%) больше, чем в 2010 году.

Количество поступивших обращений в разрезе муниципальных образований автономного округа в 2010-2011 гг.


Больше всего обращений поступило из муниципальных образований автономного округа г. Салехард (55), г. Новый Уренгой (38), г. Надым и Надымский район (31), Пуровский район (19).

Результаты работы с обращениями граждан представлены в Приложении 3.

В истекшем году в два с лишним раза (с 6 до 15) увеличено количество выездных приемов граждан в муниципальных образованиях округа, в том числе в отдаленных и малодоступных населенных пунктах.

Письменных обращений поступило на 48 (или 34%) больше, чем устных.

Каждое шестое обращение заявителями направлено электронной почтой. Причем общее количество обращений, поступивших электронной почтой, увеличилось почти в два раза, по сравнению с 2010 годом.

Поступают заявления граждан из других регионов в случаях необходимости защиты прав и интересов ямальских детей (из Ярославской области - о неисполнении судебного решения судебными приставами и обеспечении жильем ребенка, оставшегося без попечения родителей, из Белгородской области - о реализации прав-детей инвалидов, из Новосибирской области - по вопросу определения места жительства ребенка с одним из родителей, из Свердловской области - об уклонении отца от выполнения своих обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей и невыплате алиментов, из Московской области - об обжаловании действий медицинских работников при оказании медицинских услуг ребенку; из Ханты-Мансийского автономного округа - об информационной безопасности ребенка).

Большинство обращений (175 или 83%), как и в прошлые годы, поступило от родителей несовершеннолетних и их законных представителей, а также иных родственников.

От самих несовершеннолетних поступило всего 2 заявления (в 2010 году – 4), и оба по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Незначительное количество обращений несовершеннолетних может быть объяснено том, что несовершеннолетние имеют возможность непосредственно общаться с Уполномоченным как во время ежеквартальных детских видеоконференций, так и при личных встречах в детских учреждениях, где дети непосредственно задают свои вопросы.

За последние два года в основном поступали обращения от граждан следующих категорий:

- от многодетных семей из муниципальных образований городов Салехард (в 2010 г. – 4; в 2011 г. -7), Лабытнанги (в 2010 г. – 2; в 2011 г. -0), Ноябрьск (в 2010 г. – 1; в 2011 г. -3), Муравленко (в 2010 г. – 3; в 2011 г. -1); а также Шурышкарский район (в 2010 г. – 0; в 2011 г. -3);

- от семей, имеющих детей-инвалидов, из муниципальных образований городов Салехард (в 2010 г. – 3; в 2011 г. -4), Лабытнанги (в 2010 г. – 2; в 2011 г. -1), Ноябрьск (в 2010 г. – 1; в 2011 г. -1), Новый Уренгой (в 2010 г. – 2; в 2011 г. -3), а также Тазовский (в 2010 г. – 1; в 2011 г. -1) и Ямальский районы (в 2010 г. – 1; в 2011 г. -1);

- от одиноких родителей из муниципальных образований городов Салехард (в 2010 г. – 4; в 2011 г. -3), Ноябрьск (в 2010 г. – 1; в 2011 г. -1), Новый Уренгой (в 2010 г. – 1; в 2011 г. -1).

В два раза сократилось количество коллективных обращений (с 8 до 4), в которых, как правило, обжалуются действия и решения органов местного самоуправления.

Актуальность обращений по количественному и тематическому показателям в 2011 году по сравнению с прошлым 2010 годом изменилась незначительно.

Тем не менее, следует отметить, что в два раза увеличилось количество поступивших обращений о регистрации детей по месту пребывания (с 4 до 9), в полтора раза - о нарушении права ребенка на проживание с родителями, воспитание и заботу с их стороны, а также права на общение с родителями и другими родственниками (с 9 до 14) и обжалования действий работников образовательных учреждений, в т.ч. сотрудников органов опеки и попечительства (с 11 до 17).

В то же время уменьшилось количество поступивших обращений по вопросам улучшения жилищных условий и обеспечении жильем семей, имеющих несовершеннолетних детей, на 12% (с 66 до 58), обжалования действий сотрудников территориальных органов УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу – на 75% (с 8 до 2), оказания содействия в устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение - на 10% (с 10 до 9).
Информация о тематике обращений и категориях граждан представлена в Приложениях 4- 6.

По вопросу проживания в жилом помещении, признанным ветхим и аварийным, не соответствующим санитарным нормам, поступило 29 обращений от семей с детьми. В обращениях семей, проживающих в городах Надым и Новый Уренгой, в п. Тазовский, усматриваются нарушения прав ребенка, предусмотренные ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 2, ч. 2 ст. 15, ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями, пригодными для проживания.

Во всех случаях заявителям разъяснен судебный порядок обжалования решения администрации муниципального образования об отказе в переселении или сносе ветхих или аварийных домов в связи с тем, что имеющиеся повреждения дома создают реальную угрозу жизни и здоровью жильцам и их несовершеннолетним детям.

В целом следует отметить, что в случае наличия законных оснований у граждан, обратившихся к Уполномоченному за содействием в решении жилищного вопроса, органы местного самоуправления прилагают все усилия для удовлетворения обращений и ходатайств Уполномоченного, направленных на обеспечение права несовершеннолетних и их семей на достойные условия жизни.

В ряде поступивших обращений установлены нарушения жилищных прав детей, допущенные по вине родителей, которые при наличии оснований из-за собственного бездействия не были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях. Например, многодетная семья К. из г. Новый Уренгой, семья М. из п. Аксарка и другие.

По обращению М., адресованному Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа и направленному Уполномоченному для рассмотрения, был осуществлен выезд и посещение семьи. Установлено, что родители, приехав из тундры, самовольно заняли непригодное для проживания ветхое и аварийное жилое помещение после освобождения жильцами дома под снос.

В ходе рассмотрения данного обращения руководством муниципального образования Аксарковское приняты необходимые меры для утепления жилого помещения, в котором в настоящее время проживает семья, а также оформлены документы для получения этой семьей жилого помещения в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Аналогичная ситуация сложилась в семьях С. из г. Ноябрьска, и С. из г. Салехарда. Последняя обратилась по вопросу оказания содействия в регистрации ее семьи по месту жительства, чтобы получить материнский капитал и пособия на детей, так как отсутствие у родителей регистрации по месту жительства влечет за собой неполучение детьми полагающихся им пособий. В результате рассмотрения родителям была оказана помощь в регистрации.
В свою очередь оказание бесплатной юридической помощи аппаратом Уполномоченного возросло на 19% по сравнению с 2010 годом (со 104 обращений в 2010 г. до 128 обращений в 2011 году). Оказана помощь в решении проблемы 40% обратившихся к Уполномоченному, остальным заявителям даны подробные юридические консультации, а также разъяснены способы и средства защиты прав ребенка, в том числе порядок обращения с исковым заявлением в суд, оказана помощь в урегулировании конфликтных ситуаций. (Приложение 5).

Возросла оперативность предоставляемой юридической помощи - почти каждое пятое обращение, носящее консультативный характер, было рассмотрено в день обращения. Всего в день обращения рассмотрено в 2011 году 40 обращений, в 2010 году - 29. Все остальные обращения потребовали дополнительной проверки.

Переадресовано по подведомственности в 2011 году всего 5% от общего количества поступивших обращений.

Около 40% обращений от общего числа представляют собой жалобы граждан на решения или действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. По сравнению с 2010 годом, количество таких обращений увеличилось с 64 до 83, т.е. на 10%.

Правомерными оказались жалобы, в которых обжаловались действия и решения сотрудников Государственного учреждения–регионального отделения Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ямало-Ненецкому автономному округу, территориальных органов УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу и другие.

По итогам проверок по обращениям граждан выявлено 47 фактов допущенных нарушений прав ребенка (в 2010 году их было 44), включая нарушения, допущенные по отношению к детям их законными представителями.

Выявленные нарушения прав ребенка представлены в таблице 2.

По всем фактам приняты меры в целях их устранения и предотвращения подобных нарушений в дальнейшем. С этой целью Уполномоченным направлено 32 письма в форме заключений и информационных сообщений (в 2010 году таких писем было направлено 16).

Уполномоченным были направлены 2 заключения в адрес Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу об обеспечении детей-инвалидов техническими средствами реабилитации, 2 – в Управление Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу о приобретении несовершеннолетними детьми гражданства Российской Федерации, 8 заключений в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ямало-Ненецкому автономному округу по вопросам взыскания алиментов и привлечения к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.

В адрес исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления (в том числе администраций муниципальных образований г. Салехард, Ямальского, Шурышкарского, Тазовского районов и др.) были направлены информационные письма с предложениями о принятии мер по устранению допущенных нарушений прав детей по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по реконструкции и оснащению жилых помещений в соответствии с потребностью детей-инвалидов из числа маломобильных групп, о мерах социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, об оказании бесплатных медицинских услуг детям, о реализации права несовершеннолетних детей на санаторно-курортное лечение, об открытии групп дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов и другие.

Все они рассмотрены и обсуждены в установленные законодательством сроки, а Уполномоченный своевременно проинформирован о принятых мерах.

Кроме этого, информация о двух фактах нарушений прав, свобод и законных интересов ребенка в ходе расследования уголовных дел направлены в территориальные органы УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу. В четырех случаях информация Уполномоченного послужила основанием для привлечения к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения прав ребенка.

На основании обращения заявителя Ц. из г. Салехарда представитель Уполномоченного принял участие в судебном заседании по вопросу определения порядка общения раздельно живущих родителей с ребенком, что способствовало принятию судом решения, наиболее отвечающего интересам ребенка.

Следует обратить внимание на то, что определяемое Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.05.2007 № 55-ЗАО «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе» право на участие в судебных заседаниях не подкреплено федеральным законодательством.

Участие в судебном деле государственных органов, когда требуется по делу дача заключения, либо в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, либо в качестве представителя одной стороны осуществляется в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.

Таким образом, участие Уполномоченного в судебном заседании в качестве третьего лица без самостоятельных требований может осуществляться по решению суда, принятому на основании ходатайства заявителя перед судом.
При работе с другими обращениями была оказана помощь гражданам по запросу документов в органы государственной власти и местного самоуправления, Уполномоченным по правам ребенка других субъектов РФ, оформлению необходимых справок из консульств, ЗАГСов и так далее.

Например, оказана помощь одинокой матери В. из г. Ноябрьска по вопросу получения льготы на оплату услуг дошкольного образовательного учреждения.

Решен вопрос по обращению Х. из г. Муравленко об оплате проезда к месту летнего отдыха ребенка.

Итогом рассмотрения обращения граждан к Уполномоченному во время личного приема стало решение Главы Администрации муниципального образования г. Ноябрьск об организации в п. Вынгапур группы дополнительного образования по декоративному прикладному искусству.

При содействии с Уполномоченным по правам ребенка Челябинской области принятыми совместными мерами оказана помощь заявителю Б. из г. Новый Уренгой в получении согласия отца на выезд ребенка с бабушкой в летний период. Необоснованный отказ отца на выезд ребенка нарушал права ребенка на отдых.

Одинокой матери Г., имеющей новорожденного ребенка-инвалида и являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказана помощь в получении денежных средств на оплату проезда к месту обследования и лечения ребенка в г. Тюмени, организовано оказание необходимой социальной помощи.

Администрация муниципального образования г. Губкинский оказала помощь пострадавшей от пожара семье Л., которая обратилась к Уполномоченному во время личного приема граждан. Принятыми мерами семья была включена в список для получения субсидии для приобретения жилого помещения взамен сгоревшего.
По вопросу определения места проживания ребенка в случае развода родителей и раздельного их проживания поступило 10 обращений, что в два раза больше, чем в 2010 году.

В ситуации, когда родители не могут договориться между собой, решение принимается судом, исходя из интересов ребенка. В отдельных случаях, когда родители и иные законные представители, с кем проживает ребенок, умышленно нарушают либо не исполняют имеющееся решение суда, в адрес руководителей службы судебных приставов направлялись заключения.

В ходе проверки обращения К. установлено нарушение права ребенка на общение с отцом и другим родственниками, допущенное со стороны бабушки. Заявителю оказана юридическая помощь, разъяснен порядок обращения в уполномоченные органы и в суд.

Жительница п. Харп Приуральского района три года обращалась в разные инстанции автономного округа в связи с тем, что отец, с которым проживает ее ребенок, систематически нарушает право ребенка на общение с матерью. На личном приеме граждан Уполномоченным была оказана помощь в подготовке обращения в суд и направлено соответствующее письмо в органы опеки и попечительства Администрации муниципального образования Приуральский район. В результате ситуация была разрешена, и ребенок был передан на воспитание матери.

Аналогичное нарушение было выявлено при рассмотрении обращения гражданки Р. из г. Новый Уренгой. Отцом нарушено право ребенка на общение и контакт с матерью и установлено неисполнение судебного решения, в соответствии с которым место жительство ребенка определено с матерью. Однако ребенок отправлен отцом для проживания в республику Украина. В целях восстановления нарушенных прав ребенка и исполнения судебного решения было направлено соответствующее письмо руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. В результате ребенок был возвращен матери.

Представляется необходимым внесение изменений в федеральное законодательство в части усиления ответственности за воспрепятствование ребенку в праве на общение с родителями либо сокрытие места жительства ребенка, а также неисполнение судебного решения, затрагивающего права и интересы ребенка.

Анализ поступающих обращений позволяет сделать вывод о том, что государственная политика в сфере детства, законодательство и правоприменительная практика, направленные на обеспечение прав и свобод ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе, требуют дальнейшего развития, а существующие проблемы – индивидуального подхода к их решению.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Оглавление введение 2 iconОглавление
Введение 
Оглавление введение 2 iconОглавление введение 2
Особенности управления человеческими ресурсами в малом предпринимательстве 3
Оглавление введение 2 iconОглавление введение 2
Особенности организации труда и заработной платы на предприятиях малого бизнеса 3
Оглавление введение 2 iconОглавление введение 2
Рекомендации по усилению конкурентоспособности ОАО «камаз» на рынке большегрузных автомобилей 11
Оглавление введение 2 iconОглавление введение 2
Анализ зарубежного опыта государственного управления отдельных сфер жизнедеятельности 3
Оглавление введение 2 iconОглавление введение 2
Соотношение изменений объема полномочий налоговых органов и изменений в их организационной структуре 7
Оглавление введение 2 iconОглавление введение 2
Следствием этого является необходимость формирования дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм распределения...
Оглавление введение 2 iconОглавление введение 2
Следствием этого является необходимость формирования дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм распределения...
Оглавление введение 2 iconСадгуру Свами Вишну Дэв Кодекс Мастера Путь Совершенства Оглавление Оглавление 1
Беспредельное подобно немыслимому бесконечному свету, оно вездесуще и всепроникающе
Оглавление введение 2 iconИсследование Архимедовой силы Выполнили : Пилипосян Сюзанна, Мозер Ксения 8 «А» моу лицей №9 Учитель физики Егорова Елена Анатольевна 2012 г. Оглавление. Введение «Эврика»
Общий вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница