Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь




НазваниеДоклад о положении инвалидов в Республике Беларусь
страница1/9
Дата конвертации04.01.2013
Размер1.06 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Национальный доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь

Резюме
Настоящий доклад подготовлен в рамках реализации проекта ПРООН ”Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и ее осуществлению“ и содержит общий обзор законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и законных интересов людей с инвалидностью. В нем приводится информация о текущем состоянии дел в вопросах правового регулирования инвалидности и о текущих усилиях Правительства в вопросе ратификации Конвенции.

Введение

  1. Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и открыты для подписания 30 марта 2007 года. 3 мая 2008 года Конвенция вступила в силу. На сегодняшний день 144 государства подписали Конвенцию и 85 из них Конвенцию ратифицировали. 88 государств подписали Факультативный протокол к Конвенции и 52 из них Протокол ратифицировали. Конвенция направлена на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, охрану здоровья, образование и полное участие в жизни общества, доступ к правосудию, личную неприкосновенность, свободу от эксплуатации и злоупотреблений, свободу передвижения, индивидуальной мобильности и т.д. Конвенция не закрепляет новых прав инвалидов, но указывает пути реализации общепризнанных прав человека в отношении инвалидов.

  2. Законодательство о социальной защите инвалидов касается многих граждан страны - самих инвалидов и их близких, а также тех людей, кто сталкивается с ними по долгу службы, кто работает с ними рядом. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2010 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 506,7 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы – 72,7 тыс. человек; II группы – 271,5 тыс. человек; III группы – 136,6 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 25,9 тыс. человек. За 2009 год численность инвалидов сократилась на 0,5%.

  3. Правительство Республики Беларусь рассматривает инвалидов как одну из приоритетных групп населения в плане социального обеспечения и социальной помощи.

  4. На протяжении полутора лет в нашей стране реализуется проект международной технической помощи ”Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и ее осуществлению“. Цель проекта - способствовать максимальному осуществлению прав людей с ограниченными возможностями в соответствии с международными стандартами в этой области. Была проведена огромная подготовительная работа по присоединению Беларуси к Конвенции: осуществлен сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции, проведено исследование положения инвалидов в Республике Беларусь, разработаны предложения по совершенствованию государственной политики в отношении инвалидов.

  5. Настоящий доклад подготовлен на основе материалов представленных ведущими специалистами различных министерств и ведомств Республики Беларусь и общественными организациями.


ЧАСТЬ 1
ГЛАВА 1. Социально-экономическая и политическая ситуация в Республике Беларусь


    1. Общая информация о стране

  1. Республика Беларусь расположена в восточной части Европы. На западе с ней граничит Польша, на северо-западе - Литва, на севере - Латвия, на северо-востоке и востоке - Россия, на юге - Украина.

  2. Территория республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность населения – 9 480 тыс. человек, в том числе мужчины – 4 417 тыс., женщины – 5 063 тыс. 70% населения сосредоточено в городах.

  3. В столице Беларуси - г. Минске - проживает около одной пятой населения страны. В соответствии с административно-территориальным делением республика имеет шесть областей.

  4. Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.

  5. Республики Беларусь - одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

  6. По данным Межпарламентского союза, Беларусь продолжает лидировать среди стран СНГ по уровню представленности женщин в парламенте (32 % от общей численности депутатов). По этому показателю Беларусь находится на 21-м месте среди 188 государств, опережая такие развитые страны, как Великобритания, Франция и США.

  7. В докладе ЮНЕСКО по мониторингу уровня образования детей ”Охватить обездоленных“ за 2010 год Беларусь имеет самый низкий среди стран СНГ уровень смертности среди новорожденных и детей в возрасте до пяти лет.

  8. По уровню государственных расходов на образование Беларусь с показателем 5,3% от ВНП занимает третье место среди стран СНГ и опережает ряд развитых государств, включая Германию, Канаду, Италию, Испанию, Швейцарию.

  9. По данным Европейского Бюро Всемирной организации здравоохранения, Беларусь достигла значительного прогресса в обеспечении домашних хозяйств чистой питьевой водой. В частности, доля домов в сельской местности, имеющих доступ к безопасной питьевой воде, возросла в Беларуси в период с 1990 года с 34 до 68%.

  10. Официальные статистические данные об итогах социально- экономического развития республики в I квартале 2010 года свидетельствуют об оживлении в экономике, характеризуемом следующей динамикой основных макроэкономических показателей:

    • рост ВВП в Беларуси составил 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство промышленной продукции увеличилось почти на 6%, сельскохозяйственной продукции – более чем на 5%, потребительских товаров – более чем на 9%.

    • розничный товарооборот в Беларуси вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,3 %.

    • объем внешней торговли Беларуси по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 16,2 %. Рост белорусского экспорта при этом составил более 32 %.

    • реальные денежные доходы населения в Беларуси за первые два месяца 2010 года выросли на 5,4 %.

  11. По данным государственной статистической отчетности численность инвалидов, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите по состоянию на 1 января 2010 года составляла 506,8 тысячи человек, из них 480,8 тысячи человек – лица в возрасте 18 лет и старше и 26,0 тысячи – это дети в возрасте до 18 лет. Удельный вес инвалидов в общей численности населения составляет среди взрослого населения – 6,1%, среди детей – 1,5%.

  12. Несмотря на то, что удельный вес женщин среди инвалидов взрослых составляет 53,5%, частота инвалидности среди женщин составила 599 случаев на 10 тысяч женщин в возрасте 18 лет и старше, в то время как среди мужчин – 622 случая на 10 тысяч мужчин в возрасте 18 лет и старше.

  13. Среди детей-инвалидов в возрасте до 18 лет удельный вес девочек меньше – 44,2%, мальчиков – 55,8%. При этом частота инвалидности среди девочек 132 случая, среди мальчиков 157 случаев на 10 тысяч детей соответствующего пола. В общей численности детей–инвалидов на долю детей с высокой степенью утраты здоровья (III и IVгруппы)приходится более 47%, в том числе среди мальчиков около 50%, среди девочек – около 45%. За последние 4 года численность детей-инвалидов, как мальчиков, так и девочек, уменьшилась более чем на 10%.

  14. В 2008 году по данным Белстата ожидаемая продолжительность жизни при рождении у женщин составила 76,4 года, у мужчин 64,7 года. Удельный вес женщин в возрасте 80 лет и старше в общей численности женщин составил на 1 января 2009 года 4,3%, мужчин, соответственно – 1,5%.

  15. Удельный вес работающих, среди инвалидов в возрасте 18 лет и старше, состоящих на учете в органах системы Министерства труда и социальной защиты сокращается по всем группам инвалидности, как среди мужчин, так и женщин.

  16. Если на 1 января 2006 года удельный вес работающих инвалидов составлял в среднем 19,4%, то в настоящее время - 17,7%, соответственно среди мужчин 22,5%,и 20,9%, среди женщин – 16,6% и 15%. Самый высокий удельный вес работающих среди инвалидов III группы – почти 45%, в то время как среди инвалидов II группы – 8%, I группы – более 3%.

  17. Отсутствие информации в отчете в группировке по возрасту (18-54 года для женщин и 18-59 лет для мужчин) не позволяет дать более точную общую оценку уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста и тем самым сделать выводы о соблюдении прав инвалидов в Республике Беларусь по вопросу занятости. Из 480,8 тысячи пенсионеров инвалидов в возрасте 18 лет и старше получают пенсию по инвалидности 58,5%. Остальные по своему выбору другой вид пенсии (в основном по возрасту).

  18. Средний размер пенсии по инвалидности в ноябре 2009г. составил 394,9 тысячи рублей при среднем размере у получателей пенсий, состоящих на учете в системе Минтруда и соцзащиты, 429,5 тысячи рублей. За 4 года темп роста среднего размера пенсии по инвалидности составил 200,1%, против 203,5% - в среднем по всем видам пенсий. С учетом роста потребительских цен за период с января 2006г. по ноябрь 2009г., темп роста реальной пенсии по инвалидности составил 136% против 138,3%.

  19. Средний размер пенсии у детей инвалидов в возрасте до 18 лет в ноябре 2009г. был 197,1 тысячи рублей, что составило 64,4% от уровня среднедушевого прожиточного минимума для детей в возрасте 3-16 лет утвержденного на IV квартал 2009г.




    1. Правовые основы обеспечения прав и свобод человека. Политическая система государства




  1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. В стране действует Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

  2. С момента обретения независимости в 1991 году Беларусь развивается как демократическое государство на основе главенства закона и социальной справедливости.

  3. Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В Конституции закреплена детальная система правовых гарантий, определены юридические процедуры, в рамках которых осуществляется защита и поощрение прав граждан, включая судебную защиту прав и свобод:

• ответственность государственных органов и должностных лиц за действия, нарушающие права и свободы личности;

• право обжалования в судебном порядке решений органов государственной власти, ограничивающих или нарушающих права, свободы и законные интересы граждан;

• право обращения в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Беларусью, в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

• право на квалифицированную юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе в суде, государственных органах и органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами;

• право на возмещение в судебном порядке имущественного и морального вреда в целях защиты прав, свобод, чести и достоинства.

  1. Беларусь, будучи одним из государств–основателей ООН, является участницей основных международных договоров по правам человека: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенции о правах ребенка, и других.

  2. Универсально признанные права и стандарты в области прав человека нашли свое детальное закрепление в соответствующих законодательных актах, включая законы о политических партиях, общественных объединениях, профессиональных союзах, национальных меньшинствах, иностранных гражданах, беженцах, правах ребенка, о свободе вероисповеданий и религиозных организациях и других.

  3. Принимаемые в государстве акты законодательства подлежат обязательной юридической экспертизе на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь и международным договорам, участницей которых является Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль над конституционностью проектов законов до их принятия.

  4. Беларусь является президентской республикой. В соответствии с Конституцией Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь.

  5. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

  6. Законодательную власть осуществляет Национальное собрание (парламент), которое состоит из двух палат – Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата).

  7. Президент и депутаты Палаты представителей избираются на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики формируется путем избрания от каждой области и г.Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

  8. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, которое в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания.



  1. Судебная власть реализуется системой судов, которая строится на принципах территориальности и специализации и включает суды общей компетенции, хозяйственные, военные суды и Конституционный Суд.

  2. Высокая степень демократичности судебного разбирательства достигается реализацией на практике таких принципов осуществления правосудия, как независимость суда, гласность, законность при осуществлении правосудия, состязательность и равенство сторон, беспристрастность.

  3. Важным элементом политической системы Беларуси являются политические партии и общественные объединения, обладающие широкими возможностями участия в жизни общества и государства.

  4. В стране действует система специализированных государственно-общественных институтов по защите и поощрению различных категорий прав человека, в рамках которых налажено конструктивное партнерство между государством и структурами гражданского общества:

• Национальная комиссия по правам ребенка;

• Национальный совет по гендерной политике;

• Консультативный межэтнический совет;

• Национальный совет по трудовым и социальным вопросам;

• Межведомственный совет по проблемам инвалидов;

• Межведомственная комиссия по проблемам пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн;

• Совет по вопросам совершенствования законодательства в социально- трудовой сфере;

• Общественный координационный совет в сфере массовой информации.

  1. В 2009 году создан Общественно-консультативный совет при Администрации Президента Республики Беларусь, в работе которого участвуют представители органов власти и гражданского общества. В рамках Совета обсуждаются актуальные вопросы развития государства и общества, вырабатываются предложения по совершенствованию социально-экономического и политического развития страны.

  2. Статья 22 Конституции Республики Беларусь закрепляет равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Не допуская какую-либо дискриминацию по признаку инвалидности, законодательство Республики Беларусь в равной мере распространяется и на инвалидов.

  3. Обеспечение конституционных гарантий социальной защиты инвалидов осуществляется посредством правового регулирования соответствующих отношений на уровне закона, в том числе определения условий обеспечения прав и законных интересов инвалидов.




    1. Социальное обеспечение граждан




  1. Согласно докладу ООН 2009 года о человеческом развитии 85,4% общего объема государственной поддержки в Беларуси выделяется для нужд социального сектора, что является самым высоким показателем в СНГ. Беларусь опережает многие развитые государства (США, Канада, Австрия, Бельгия, Великобритания. Германия, Нидерланды, Испания, Швейцария) и все страны СНГ по такому показателю, как экономика и неравенство. По оценкам ООН, Беларусь находится на втором месте в СНГ по объему ВВП на душу населения, занимает 16-е место из 135 государств по преодолению нищеты, достигнув, таким образом, цели ликвидации нищеты, сформулированной в Декларации тысячелетия.

  2. Социальный характер государства проявляется, прежде всего, в отношении к наиболее уязвимым, нуждающимся в поддержке и особой заботе и внимании слоям населения, в том числе инвалидам. В соответствии со статьей 47 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

  3. В целях обеспечения прав и повышения качества жизни уязвимых категорий граждан, в том числе инвалидов, пожилых людей, малообеспеченных граждан, реализуются специализированные государственные программы.

  4. Пожилым людям гарантирована охрана здоровья, выплата государственных пенсий и пособий. Государство обеспечивает социальную поддержку пожилых граждан посредством оказания им материальной помощи и предоставления социальных льгот и услуг.

  5. В Беларуси функционирует широкая сеть бесплатных учреждений социального обслуживания населения, включая территориальные центры социального обслуживания, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей-инвалидов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconЗакон республики беларусь о социальной защите инвалидов в республике беларусь
О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconДоклад о положении детей в республике казахстан
Доклад имеет своей целью информирование Главы государства о ситуации с правами детей в Казахстане
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconДоклад о положении детей в республике казахстан
Меры, предпринимаемые государственными и негосударственными органами по улучшению качества жизни детей
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconСправочное пособие для юристов разработано в рамках проекта Программы развития ООН в Республике Беларусь «Содействие расширению общественного влияния женщин в Республике Беларусь»

Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь icon    Альтернативный доклад  о состоянии обеспечения и  исполнения прав людей с инвалидностью в Республике  Беларусь  
Далее  в  тексте  используется  (в  том  числе)  термин  «инвалид»,  в  соответствии  с  терминологией 
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconЗакон республики беларусь
Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные...
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь icon«Юридическая защита прав инвалидов в действии»
Права инвалидов в вопросах и ответах. Юридическое пособие для инвалидов и родителей детей инвалидов
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconЗакон Республики Саха (Якутия) «О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)» Статья 1
Внести в Закон Республики Саха (Якутия) от 28 мая 1992 года №959-xii «О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)» изменения...
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconУтверждено
Мероприятия по реализации положений директивы президента республики беларусь от 31 декабря 2010 Г. N 4 "о развитии предпринимательской...
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь iconШилин дмитрий Владимирович уголовно-правовая охрана культурных ценностей в республике беларусь автореферат
Диссертация выполнена в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница