Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32




НазваниеIi: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32
страница1/21
Нидхи Тандон
Дата конвертации12.12.2012
Размер1.62 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Блестящие будущие возможности в сфере ИКТ для нового

поколения женщин

Февраль 2012 г.







sigleitu.jpg



Ведущий автор: Нидхи Тандон, организация "Сетевое распространение знаний в интересах развития" (Networked Intelligence for Development). Члены исследовательской группы: Шэннон Притчард, Виктория Савельева, Ракель Дж. Смит, Эрик Вогт.

Прежде чем распечатать настоящий отчет, подумайте об окружающей среде.

 ITU 2012

Все права защищены. Полное или частичное воспроизведение данной публикации в какой бы то ни было форме без предварительного письменного разрешения МСЭ запрещено.
Содержание

Стр.

Раздел I: Введение в концепцию и контекст 13

1.1 Каковы перспективы для специалистов по ИКТ 13

1.2 Где вакансии и где женщины? 17

1.3 Кто может иметь квалификацию, необходимую для работы в секторе ИКТ? 24

1.4 Почему так важно обеспечить охват женщин и девушек 27

Раздел II: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32

2.1 Обзор 32

2.2 Благоприятная среда для развития ИКТ 34

2.3 Развивающиеся секторы роста ИКТ 37

2.4 Основные факты по странам ОЭСР 38

2.5 Африка: основные факты 62

2.6 Азиатско-Тихоокеанский регион 66

2.7 Содружество Независимых Государств / СНГ и Россия: основные факты 72

2.8 Латинская Америка и Карибский регион 74

Раздел III: Новое поколение рабочих мест для нового поколения женщин – что может быть сделано? 79

3.1 Реформирование системы образования для будущего ИКТ 83

3.2 Трудоустройство талантливых специалистов и развитие талантов 87

Выводы и будущие направления развития 91

Рекомендации 94

I. Рекомендации для государственных органов, в т.ч. министерств по вопросам связи, радиовещания, образования, науки и технологий, занятости, женщин и молодежи, а также национальных органов регулирования в сфере ИКТ и радиовещания 94

II. Рекомендации для школ, колледжей и высших учебных заведений 95

III. Рекомендации для ИКТ-компаний, промышленных предприятий, частного сектора и инвесторов 95

Список справочной литературы 97

Дополнение A: Почему именно портал "Девушки в ИКТ"? 100


Предисловие

Принимая Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, главы государств и правительств заявили о решимости:

• Способствовать равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин как эффективным средствам борьбы с нищетой, голодом и болезнями, а также стимулирования развития, носящего подлинно устойчивый характер.

• Разработать и осуществить стратегии, дающие молодым людям во всем мире реальный шанс найти достойную и продуктивную работу.

Работа в секторе ИКТ помогает женщинам покончить с нищенским существованием. Более того, этот более сбалансированный по гендерному признаку сектор позволяет построить карьеру, приносящую чувство удовлетворения, а также дает талантливым женщинам возможность занять руководящую должность. Это хорошо для всех. Как признал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун: "Равенство женщин и девушек является не только одним из основных прав человека, но и социально-экономическим требованием времени. В странах, где женщины образованны и имеют широкие права, экономики более производительны и сильны. В странах, где женщины представлены во всех сферах, общества более миролюбивы и стабильны".

Группа экспертов, созданная Генеральным секретарем ООН в рамках Инициативы Организации Объединенных Наций о содействии обеспечению занятости молодежи и состоящая из выдающихся людей, определила информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) одним из секторов, способствующих созданию большего количества рабочих мест для молодежи. Вакансии в секторе цифровых технологий продолжают расти, и во многих странах и регионах ожидается увеличение спроса на квалифицированный персонал с навыками работы в области математики и других естественных наук, инженерного дела, а также обработки данных. В то же время компании стремятся увеличить количество женщин, занятых в данном секторе экономики.

Мы в МСЭ также считаем необходимым поддерживать данный сектор, в связи с чем во время Полномочной конференции, которая прошла в Гвадалахаре в 2010 году, члены Международного союза электросвязи приняли решение отмечать День "Девушки в ИКТ" раз в год в четвертый четверг апреля. Кроме того, чтобы поддержать инициативы в сфере ИКТ, ориентированные на молодых женщин и девушек, МСЭ разработал интерактивный онлайновый портал "Девушки в ИКТ", где представлена информация о стипендиях, премиях, учебных курсах, стажировках и онлайновых сетях в сфере ИКТ, а также о национальных мероприятиях в рамках празднования Дня "Девушки в ИКТ". Он также включает ссылку на комплект материалов "Девушки в ИКТ", разработанный WITNET (Глобальной сетью женщин, принимающих решения в ИКТ), являющейся организацией, созданной также при поддержке МСЭ по случаю Полномочной конференции, проведенной в Гвадалахаре в 2010 году.

Я считаю, что исходя из текущей ситуации и тенденций, отмеченных в данном отчете, а также в информации, опубликованной на портале "Девушки в ИКТ", новое поколение профессионалов в сфере ИКТ может ожидать появления возможностей, ориентированных на предприимчивых людей с инновационным мышлением. Будущее, по-видимому, за такими сферами деятельности, как биотехнологии, информатика электросетей, цифровые СМИ, а также социальные и мобильные приложения, т.е. там, где существуют интересные, увлекательные, креативные и социальные гибридные профессии, объединяющие ИКТ с экономической деятельностью в самых различных областях. Важно донести это как до студентов, так и до молодых профессионалов. Я призываю всех членов МСЭ использовать информацию, содержащуюся в данном отчете, а также опубликованную на портале "Девушки в ИКТ", таким образом, чтобы все больше женщин могли принимать активное профессиональное участие в деятельности сектора ИКТ.
sanou-bleu - copy.jpg
Брахима Сану

Директор Бюро развития электросвязи
Резюме
Сектор ИКТ ожидает блестящее будущее. Это малоизученная область, открытая для творчества, инноваций и абсолютно новых способов работы, взаимодействия и обучения, которые интересны в равной степени женщинам и мужчинам. Институт будущего (Institute for the Future)1 определяет шесть основных факторов, которые, вероятнее всего, будут формировать будущую рабочую силу: бóльшая продолжительность жизни; развитие "умных" устройств и систем; прогресс в области вычислительных систем, например сенсорные устройства и вычислительные возможности; новые мультимедийные технологии; постоянное развитие социальных сетей; и повсеместно соединенный мир. Несомненно, что основой такого будущего является сектор ИКТ.

В настоящем кратком отчете представлен обзор мировых тенденций в области профессионального развития и занятости женщин в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также приводятся примеры различных направлений национальной политики, программ профессиональной подготовки и инициатив, рассчитанных на девушек и женщин как на потенциальных студентов и специалистов.

Основные выводы – отчет о положении дел

Сектор ИКТ остается энергичным и растущим сектором с точки зрения занятости и ключевым экономическим фактором, лежащим в основе национального и международного развития. Однако такой рост занятости еще не привел к аналогичному увеличению числа рабочих мест для женщин на рынке труда в сфере ИКТ. При этом особенно явно выраженным является соотношение женщин и мужчин на более высоких должностях. Фактически, с общим ростом возможностей трудоустройства в этом секторе цифры, относящиеся к занятости женщин в передовых сферах экономики, снижаются. Это означает, что вопрос заключается не только в уровне компетенции при поступлении на работу, но и может быть связан с недостаточной мотивацией, задержкой и/или отсутствием продвижения женщин по службе в секторе на многих уровнях.

Но так было не всегда. Например, женщины были разработчиками программы ENIAC − самого первого компьютера для правительства США, а в 1980-х годах в США среди дипломированных специалистов по информатике было 37 процентов молодых женщин. В наши дни их доля упала до менее 20 процентов. И хотя сейчас девочки-подростки пользуются компьютерами и интернетом не меньше, чем юноши, они в пять раз реже выбирают профессии, связанные с технологиями.

Нехватка подготовленных специалистов-женщин привела к тому, что в настоящее время в странах ОЭСР на женщин приходится менее 20 процентов специалистов в области ИКТ. Это означает также, что большинство развитых стран прогнозируют вызывающую тревогу нехватку квалифицированного персонала для заполнения появляющихся рабочих мест в сфере ИКТ. Согласно подсчетам Европейского союза, через 10 лет дефицит специалистов для заполнения рабочих мест в сфере ИКТ составит 700 тыс. человек; в глобальном масштабе эта нехватка оценивается на уровне порядка 2 млн человек.

Одной из причин, по которым сектор ИКТ продолжает восприниматься в целом как отрасль, где преобладают мужчины, является то, что большинство высокопоставленных и высокодоходных должностей в этом секторе занимают мужчины. При изысканиях, проведенных для этого исследования как в развитых, так и в развивающихся странах, были выявлены классические случаи вертикальной гендерной сегрегации, при том что женщины широко представлены в сфере ИКТ на должностях более низкого уровня. Хотя женщины претендуют на технические и более высокие профессии, исследование показало "феминизацию" должностей более низкого уровня. В целом, в ходе исследования обнаружилось, что на женщин приходится 30 процентов среднего технического персонала, только 15 процентов руководящих должностей и лишь 11 процентов специалистов в области стратегии и планирования.

Кроме того, есть потенциал для существенного увеличения численности женщин, занимающих лидирующие позиции на уровнях комитетов и старшего управленческого состава.

Почему нам необходимо брать на работу больше женщин

Основой динамичного и разностороннего сектора ИКТ являются талантливые люди с необходимым набором профессиональных знаний. Для удовлетворения постоянно растущих потребностей отрасли ИКТ эту совокупность талантов необходимо будет пополнять с помощью обучения и подготовки на недискриминационной основе человеческого капитала, в основном в университетах, научно-исследовательских и опытно-конструкторских центрах, а также в профессиональных или "прикладных" училищах.

Это указывает на необходимость расширения квалификаций в сфере ИКТ для включения гораздо более широкого их диапазона, что могло бы привлечь внимание и заинтересовать девушек и женщин. Генеральный секретарь МСЭ д-р Хамадун Туре отметил при открытии портала МСЭ "Девушки в ИКТ": "Исследования систематически показывают, что девушки склонны к выбору профессий, в которых, на их взгляд, они могут "принести пользу", – это здравоохранение, образование, медицина. Открывая этот новый портал, мы пытаемся показать им, что ИКТ обладают гораздо большими возможностями, чем написание программы с использованием машинного кода, − сказал д-р Хамадун Туре, Генеральный секретарь МСЭ. – По мере нашего продвижения к информационному обществу, основанному на ИКТ, совершенствование приложений и быстрое распространение телемедицины, систем дистанционного обучения, а также исследований и разработок делают отрасль ИКТ самым привлекательным выбором, который может позволить себе молодой человек. Сегодня мы открываем для себя неизведанные области творчества, инноваций и осваиваем абсолютно новые методы работы, взаимодействия и обучения. Надеюсь, что наш новый портал послужит образцом для привлечения многих талантливых девушек и молодых женщин в странах всего мира в этот быстро развивающийся сектор".

Очевидно, что сектору ИКТ необходимо инвестировать больше ресурсов в развитие человеческого капитала и создавать благоприятную среду для женщин и девушек, и имеются веские экономические причины для того, чтобы более активно брать женщин на работу. Бóльшая сбалансированность занятости женщин и мужчин благоприятна для экономического роста.

Исследование показывает, что сокращение в последнее десятилетие разрыва в занятости между мужчинами и женщинами оказалось существенным фактором экономического роста в Европе. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, например, ограничение возможностей трудоустройства для женщин обходится этому региону в 42−46 млрд долл. США в год. Выводы Всемирного банка показывают, что аналогичные ограничения очень дорого обходятся всему региону арабских государств, где гендерный разрыв в экономических возможностях по-прежнему остается самым глубоким в мире. Всемирный экономический форум подтверждает, что страны, в которых ресурсы распределяются справедливо между женщинами и мужчинами, независимо от того, сколько ресурсов есть у этих стран, достигают бóльших результатов, чем те страны, в которых этого не делается.

Привлечение женщин и девушек к работе в секторе ИКТ – это не только правильно с точки зрения социальной справедливости. Это также означает эффективную экономику.

Доказано, что гендерный баланс в высокопоставленных должностях в сфере ИКТ на уровне как управленческого состава, так и участия в комитетах компаний, улучшает финансово-хозяйственную деятельность. Исследования, в которых изучалась связь между количеством занимаемых женщинами лидирующих позиций и результатами финансово-хозяйственной деятельности, показали непосредственную позитивную связь между гендерным балансом в высшем руководящем составе компании и финансовыми результатами ее деятельности. Более сбалансированные команды принимают более информированные решения, что приводит к принятию меньшего количества рискованных решений и более успешным результатам деятельности компаний. Поэтому со временем конкурентоспособность той или иной страны в значительной степени будет зависеть от того, обеспечивается ли в ней, и каким образом, обучение и использование человеческого капитала на недискриминационной основе.

Расширение горизонтов при поддержке государства

Сочетание подходов, направленных на обеспечение пользы от проводимой в интересах женщин политики и на готовность к будущим потребностям в рабочей силе, включает необходимость помощи в профессиональной подготовке и профессиональном росте на трех различных уровнях:

1. начальные уровни: стимулирование образования, профессиональной подготовки, найма на работу, стажировок и профессионального роста, для чего требуется переоценка образовательной инфраструктуры и систем обучения на национальном уровне;

2. средние уровни карьерной лестницы: продвижение по службе и профессиональная подготовка; и

3. уровни управленческого состава и старшего руководства: программы наставничества, повышения квалификации и спонсорства.

В то же самое время необходимо, чтобы родители, преподаватели, консультанты по профессиональной ориентации и специалисты по подбору кадров знали и понимали, что профессии в сфере ИКТ предоставляют для девушек значительные и реальные возможности. Для того чтобы закрепить достигнутые первоначальные успехи, женщины, которые уже активно работают в секторе ИКТ, должны уделять время участию в местных инициативах по наставничеству для девушек и женщин, а также участвовать, виртуально или очно, в сообществах, занимающихся практической деятельностью.

Правительствам следует придавать большое значение содействию в развитии навыков работы с ИКТ на уровнях начального, среднего и высшего образования. Необходимо, чтобы обеспечивая наставничество и финансовую поддержку, учебные программы дополняли друг друга на различных уровнях, начиная от компьютерных лагерей для учащихся начальной или средней школы и заканчивая занятиями по ИКТ для учащихся старших классов школы. Кроме этого, необходимо делать инвестиции в профессионально-техническую подготовку.

Правительствам необходимо также инвестировать в инициативы по подготовке без отрыва от производства и по производственной практике, уделяя особое внимание содействию развитию передовых навыков в сфере ИКТ в частном секторе и с его участием.

Изменяющийся характер профессий в сфере ИКТ еще острее поставил вопрос о соответствии уровня знаний выпускников требованиям работодателя. Последние охватывают широкий спектр специальностей в секторе ИКТ, начиная от традиционных (например, разработчики компьютерных программ) и заканчивая специальностями в области бизнеса/ИКТ, узкоспециализированными (такими как микровычисления или квантовые вычисления) и многопрофильными специальностями в сфере ИКТ (например, биоинформатика и промышленное проектирование). Также увеличивается нагрузка на учителей и весь образовательный сектор относительно обеспечения направления заинтересованных студентов по соответствующей специализации, а также ориентации на построение соответствующей карьеры.

Чтобы обеспечить значительное увеличение участия и занятости девушек и женщин в секторе ИКТ в целом, требуется изменить основы действующих в настоящее время образовательных систем и инфраструктуры в четырех основных направлениях:

1. Преподавание должно быть более актуальным – сочетание промышленности, естественных наук и гуманитарных наук в рамках учебной программы, направленной не только на подготовку к получению высшего образования, но и на курсы профессионально-технического обучения. Следует создать возможности для углубленной технологической подготовки студентов, которая отвечала бы их интересам в изучении инженерно-технических наук. Курсы по ИКТ должны стать одним из элементов всех учебных программ, предлагаемых муниципальными колледжами и техническими школами.

2. Необходимо повысить качество преподавания в школах, переходя от механического индивидуального заучивания к методам обучения, основанным на практических занятиях, командной работе и решении проблем.

3. Школам необходимо обеспечивать, чтобы учащиеся знали о постоянно изменяющемся характере экономики, основанной на знаниях, и о том, что им придется постоянно пополнять свою базу профессиональных знаний, как только базовое школьное обучение завершится. Это означает также, что компаниям при приеме сотрудников на работу и предоставлении им возможностей постоянно совершенствоваться и стремиться повышать производительность придется обеспечивать, чтобы они получали больше опыта совместной работы.

4. Для программ технической подготовки и технических инкубаторов требуется выделять больше средств или субсидий.

Будущее рынка труда в сфере ИКТ

Со времени стремительного появления доткомов в начале нынешнего века, постоянно растет спрос на рабочие места в сфере технологий. Сейчас в Соединенных Штатах Америки больше рабочих мест в сфере ИТ, чем это было в самый пик расцвета доткомов. По оценкам, на сектор ИКТ приходится в Европе 700 тыс. рабочих мест, в США – 800 тыс. и в одной лишь Бразилии 200 тыс. рабочих мест, и прогнозируется, что в предстоящие годы в этом секторе будут работать, по меньшей мере, 1,7 млн человек.

Сектор ИКТ коренным образом изменился с того времени, когда стали применяться компьютеры, и теперь "основанная на знаниях экономика" приобретает невиданные ранее масштабы, когда технологии связи стали силой социальных перемен. Социальные сети и форматы участия в них связаны с технологиями не в меньшей степени, чем с их приложениями, сближая динамичным образом виртуальный и физический миры через различные платформы.

Ожидается, что разработка новых товаров и услуг приведет к росту спроса со стороны деловых кругов, домашних хозяйств и правительств, а также государственных органов. При этом реинвестиции в сектор ИКТ будут стимулировать дальнейшее увеличение спроса. Рост высокоглобализированного сектора ИКТ, во многом, обусловлен положительными результатами глобальной реорганизации процессов исследования, разработки и производства, включая широкое использование программного обеспечения и масштабное привлечение внешних исполнителей, для поставки новых и улучшенных товаров и услуг в сфере ИКТ на новые и расширяющиеся рынки. Дополнительным стимулом роста в секторе ИКТ, как ожидается, выступит так называемый экологически ориентированный рост в сегменте "умных" приложений, предназначенных для применения в зданиях, транспорте, энергетике, а также производстве, что будет способствовать увеличению спроса на специализированные приложения.

По мере того как ИКТ сливаются со специфическими для различных секторов экономики технологиями, они приводят к появлению "гибридных профессий". Ожидается, что молодые женщины проявят больший интерес к тем возможностям, для которых требуются их креативность и интуиция, например разработка приложений программного обеспечения. Их ожидает особо многообещающее будущее в биоинженерии, информатике в сфере электросетей, цифровых СМИ и социальных и мобильных приложениях. Все это интересные, занимательные и креативные профессии, сочетающие в себе ИКТ и бизнес в любой мыслимой области.

Возможности трудоустройства в сфере ИКТ для женщин в глобальную экономическую эпоху после 2008 года включают высокоскоростной интернет, "облачные" вычисления, экологически ориентированные товары и услуги в сфере ИКТ и их "умные" приложения, поскольку все эти сферы в настоящее время активно продвигаются правительствами в качестве стратегических мер по преодолению экономического кризиса.

В полном отчете приводятся факты, доказывающие, что уже осуществляется целый ряд инициатив, направленных на поддержку девушек и женщин в секторе ИКТ, по мере того как все больше правительств признают важность и необходимость принятия таких обдуманных шагов. Самым важным решающим фактором конкурентоспособности страны являются ее человеческий капитал и талантливые люди – профессиональные знания, образование и производительность ее рабочей силы. Во всем мире на женщин приходится половина потенциальной базы талантов. Поэтому преодоление гендерных разрывов является вопросом не только прав человека и равенства людей, но и эффективности и продуктивности экономики. Для максимального увеличения конкурентоспособности и потенциала развития необходимо, чтобы профессиональные знания рассматривались как важнейшая часть инфраструктуры экономики, а чем сильнее становится инфраструктура, тем более крепкой и устойчивой будет экономика в связи с появляющимися возможностями и задачами.

Выбор, который делают регулирующие органы, предприятия и отдельные лица в отношении инвестиций в образование и профессиональную подготовку, должен быть направлен на обеспечение гендерного равенства, то есть предоставление женщинам тех же прав, обязанностей и возможностей, что и мужчинам. Необходимо, чтобы руководители промышленных предприятий и лица, ответственные за разработку политики, работали вместе для устранения барьеров тому, чтобы женщины стали частью рабочей силы в секторе ИКТ, и для внедрения практики и политики, которые обеспечат равные возможности для занятия ведущих позиций в секторе ИКТ. Такие виды практики обеспечат наиболее эффективное использование всех имеющихся ресурсов, а также то, что будут даны правильные сигналы относительно будущего притока талантов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconПостроение вероятностной функции спроса на основе опроса потре- бителей 
В статье предлагается метод построения вероятностной функции спроса, осно- ванный на использовании  техники опроса Ван Вестендорпа (Van Westendorp) ...
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconОтдать долг
...
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 icon  Как основы  для  построения  крупномасштабных  информационно-управляющих  систем  Бодякин В. И. 
Ключевые  слова:  автоструктуризация,  физический  процесс,  образ,  модель  структуры  данных, 
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconПостулаты Евклида
Евклид – автор первого дошедшего до нас строгого логического построения геометрии. В нем изложение настолько безупречно для своего...
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 icon  Вопросы для подготовки к экзамену и собеседованию:  
...
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconУслугам: возможности для 
Ответственное финансирование в последнее   Являются ли обсуждаемые в настоящее время 
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconСправедливое обеспечение жильем Равные возможности для всех
Закон о справедливом предоставлении жилья 
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconЭлективный курс для учащихся 9-ых классов по обществознанию предназначен для осуществления предпрофильного обучения в общеобразовательных учреждениях. «Я и мои права»
В современной России большое значение приобретает задача развития правового государства и гражданского общества. В связи с этим возникает...
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconНовости компаний и рынков
Подписка в редакции вые возможности для ит-бизнеса. Если он сумеет донести свои идеи до ди
Ii: Возможности для построения карьеры и недостаточная квалификация – сравнение по регионам 32 iconПриватизация И социальная справедливость:  возможности для беларуси* 
В данной работе рассматриваются социальные аспекты приватизации, а ее цель – продемон
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница