Методы научного познания




Скачать 198.54 Kb.
НазваниеМетоды научного познания
Дата конвертации09.12.2012
Размер198.54 Kb.
ТипУрок

Код дидактической единицы предъявляемого содержания из ГОС

Содержание

Дидактическая единица осваиваемого содержания из ГОС

 

Деятельность обучающегося

Формы контроля

01

Физика и методы научного познания (1ч)

01.01

Введение (1ч)

01.01.01

Тема урока:

Методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.


объясняют смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество; приводят примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, предсказывать еще неизвестные явления



устный опрос 

02

Механика (29ч)

02.01

Кинематика (10ч)

02.01.01

Тема урока:

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения

механическое движение, тело отсчета, система отсчета, траектория, путь, перемещение, уравнение движения материальной точки

объясняют смысл физических величин: путь, перемещение 

 устный опрос 

02.01.02

Тема урока:

Скорость

скорость равномерного прямолинейного движения, зависимость скорости от выбора системы отсчета, закон сложения скоростей

объясняют смысл физических величин: скорость;

описывают равномерное прямолинейное движение 

письменный опрос 

02.01.03

Тема урока:

Ускорение

средняя путевая скорость, средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение

объясняют смысл физических величин: ускорение 

 устный опрос 

02.01.04

Тема урока:

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

уравнение движения с постоянным ускорением

описывают равноускоренное равномерное движение 


физический диктант 

02.01.05

Тема урока:

Лабораторная работа №1

измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении 

измеряют ускорение тела, скатывающегося по наклонному желобу 

письменный отчет о работе 

02.01.06

Тема урока:

Свободное падение тел

Свободное падение - равноускоренное движение, ускорение свободного падения

описывают свободное падение тел 

 устный опрос 

02.01.07

Тема урока:

Движение тел, брошенных под углом к горизонту

уравнение движения тела, брошенного под углом к горизонту

приводят примеры практического использования законов механики: расчет дальности полета снаряда 

устный опрос  

02.01.08

Тема урока:

Равномерное движение по окружности

период и частота обращения, угловая и линейная скорость

описывают движение по окружности с постоянной по модулю скоростью 

письменный опрос 

02.01.09

Тема урока:

Центростремительное ускорение

направление центростремительного ускорения, формула для вычисления его модуля

описывают движение по окружности с постоянной по модулю скоростью  

устный опрос  

02.01.10

Тема урока:

Контрольная работа №1

проверка полученных знаний 

применяют полученные теоретические знания для объяснения механических явлений

письменная контрольная работа 

02.02

Динамика (9ч)

02.02.01

Тема урока:

Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Опыты Галилея, первый закон Ньютона, свободное тело, инерциальные системы отсчета, принцип относительности Галилея, сила, закон Гука

объясняют смысл физических величин: сила; объясняют смысл физических законов: закон Гука; объясняют вклад российских и зарубежных ученых оказавших значительное влияние на развитие физики

устный опрос 

02.02.02

Тема урока:

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

масса, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона

объясняют смысл физических величин: масса; объясняют смысл понятий: взаимодействие; объясняют смысл физических законов: законы Ньютона

устный опрос  

02.02.03

Тема урока:

Закон всемирного тяготения

закон всемирного тяготения, гравитационная постоянная, опыты Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли, сила тяжести

объясняют смысл физических законов: закон всемирного тяготения

письменный опрос 

02.02.04

Тема урока:

Вес. Невесомость. Перегрузка

вес, невесомость, перегрузка 

воспринимают и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях 

устный опрос  

02.02.05

Тема урока:

Первая космическая скорость

первая космическая скорость и ее зависимость от высоты над поверхностью Земли

описывают и объясняют физические явления: движение искусственных спутников Земли 

устный опрос  

02.02.06

Тема урока:

Сила трения

сила трения покоя, сила трения скольжения, коэффициент трения

приводят примеры практического использования законов механики: польза и вред трения

устный опрос 

02.02.07

Тема урока:

Лабораторная работа №2

изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

определяют центростремительное ускорение тела при его движении по окружности 

письменный отчет о проделанной работе

02.02.08

Тема урока:

Повторение темы «Динамика»

обобщение знаний  

приводят примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты

устный опрос  

02.02.09

Тема урока:

Контрольная работа №2

проверка полученных знаний 

применяют полученные теоретические знания для объяснения механических явлений 

письменная контрольная работа 

02.03

Статика (1ч)

02.03.01

Тема урока:

Условия равновесия тел

первое условие равновесия тела, момент силы, второе условие равновесия

приводят примеры практического использования законов механики: рычаг в природе и технике 

 устный опрос 

02.04

Законы сохранения в механике (9ч)

02.04.01

Тема урока:

Импульс тела

импульс тела, закон изменения импульса, импульс силы

объясняют смысл физических величин: импульс 

 устный опрос 

02.04.02

Тема урока:

Закон сохранения импульса

изолированная система, закон сохранения импульса, реактивное движение

объясняют смысл физических законов : закон сохранения импульса; приводят примеры практического использования законов механики: отдача, реактивное движение; объясняют вклад российских оказавших значительное влияние на развитие физики

письменный опрос 

02.04.03

Тема урока:

Механическая работа. Мощность

механическая работа, условия совершения работы, работа силы трения, мощность

объясняют смысл физических величин: работа, мощность

устный опрос  

02.04.04

Тема урока:

Кинетическая энергия

кинетическая энергия, физический смысл кинетической энергии, теорема об изменении кинетической энергии

 объясняют смысл физических величин: механическая энергия;

устный опрос 

02.04.05

Тема урока:

Потенциальная энергия

потенциальная энергия, работа силы тяжести, ее независимость от формы траектории, связь между работой силы упругости и изменением потенциальной энергии пружины

объясняют смысл физических величин: механическая энергия;

устный опрос  

02.04.06

Тема урока:

Работа силы упругости

работа силы упругости, потенциальная энергия упруго деформированной пружины, связь между работой силы упругости и изменением потенциальной энергии пружины

объясняют смысл физических величин: работа

устный опрос  

02.04.07

Тема урока:

Закон сохранения механической энергии

закон сохранения механической энергии, закон сохранения энергии, КПД механизмов

объясняют смысл физических законов: закон сохранения энергии

 устный опрос 

02.04.08

Тема урока:

Предсказательная сила законов классической механики. Границы применимости классической механики 

использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.



приводят примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления 

 устный опрос 

02.04.09

Тема урока:

Контрольная работа №3

проверка полученных знаний  


 применяют полученные теоретические знания для объяснения механических явлений 

 письменная контрольная работа

03

Молекулярная физика (19ч)

03.01

Молекулярно-кинетическая теория(1ч)

03.01.01

Тема урока:

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, количество вещества, постоянная Авогадро, относительная молекулярная масса, молярная масса

объясняют смысл понятий: атом; объясняют смысл физических величин: количество вещества, молярная масса 

устный опрос  

03.02

Свойства газов (7ч)

03.02.01

 Тема урока:

Модель идеального газа. Давление газа.

идеальный газ, объяснение свойств газа на основе модели «идеальный газ», скорости молекул газа

описывают и объясняют свойства газов

устный опрос  

03.02.02

Изотермический процесс

изотермический процесс, закон Бойля-Мариотта, графическая интерпретация закона

описывают и объясняют свойства газов 

устный опрос  

03.02.03

Тема урока:

Изобарный и изохорный процессы.

изобарный процесс, закон Гей-Люссака, изохорный процесс, закон Шарля

описывают и объясняют свойства газов 

письменный опрос 

03.02.04

Тема урока:

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

абсолютный нуль температуры, абсолютная температура

объясняют смысл физических величин: температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества

устный опрос  

03.02.05

Тема урока:

Уравнение состояния идеального газа

вывод уравнения состояния газа

 описывают и объясняют свойства газов  

устный опрос  

03.02.06

Тема урока:

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории

вывод основного уравнения МКТ, связь между средней кинетической энергией молекул и абсолютной температурой, постоянная Больцмана, закон Авагадро

 объясняют смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества

устный опрос 

03.02.07

Тема урока:

Контрольная работа№4

проверка полученных знаний  

применяют полученные теоретические знания для объяснения физических явлений

письменная контрольная работа 

03.03

Основы термодинамики (5ч)

03.03.01

Тема урока:

Внутренняя энергия и способы ее изменения

термодинамическая система, равновесное состояние системы, внутренняя энергия одноатомного идеального газа, работа газа, способы изменения внутренней энергии

объясняют смысл физических величин: внутренняя энергия, работа газа

устный опрос  

03.03.02

Тема урока:

Первый закон термодинамики

первый закон термодинамики, его применение к изопроцессам

объясняют смысл физических величин: количество теплоты; объясняют смысл законов термодинамики

устный опрос  

03.03.03

Тема урока:

Понятие о втором и третьем законах термодинамики

порядок и хаос, необратимость тепловых процессов

объясняют смысл законов термодинамики

устный опрос  

03.03.04

Тема урока:

Тепловые двигатели

виды тепловых двигателей, принцип действия тепловых двигателей, КПД теплового двигателя, тепловые двигатели и охрана окружающей среды

приводят примеры практического использования законов термодинамики: тепловые двигатели

устный опрос 

03.03.05

Тема урока:

Контрольная работа №5

проверка полученных знаний  

применяют полученные теоретические знания для объяснения физических явлений 

письменная контрольная работа

03.04

Свойства твердых тел (2ч)

03.04.01

Тема урока:

Кристаллические и аморфные тела

монокристаллы, поликристаллы, анизотропия кристаллов, структура монокристаллов и аморфных тел



описывают и объясняют свойства твердых тел

устный опрос 

03.04.02

Тема урока:

Плавление, кристаллизация и сублимация твердых тел

температура плавления, теплота плавления, удельная теплота плавления, кристаллизация, сублимация



описывают и объясняют физические явления и свойства твердых тел

устный опрос  

03.05

Свойства жидкостей (4ч)

03.05.01

Тема урока:

Структура и свойства жидкости

ближний порядок, текучесть жидкости, объяснение явления поверхностного натяжения жидкости, зависимость поверхностного натяжения от рода вещества, температуры и примесей

описывают и объясняют физические явления и свойства жидкостей 

устный опрос  

03.05.02

Тема урока:

Смачивание. Капиллярные явления

явление смачивания и несмачивания жидкостями твердого тела, мениск, расчет высоты поднятия жидкости в капилляре

описывают и объясняют физические явления и свойства жидкостей  

устный опрос  

03.05.03

Тема урока:

Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости

динамическое равновесие между жидкостью и паром, насыщенный пар, зависимость его давления от температуры кипения жидкости, зависимость температуры кипения от внешнего давления, удельная теплота парообразования

 описывают и объясняют физические явления и свойства жидкостей 

 устный опрос 

03.05.04

Тема урока:

Лабораторная работа №3

измерение относительной влажности воздуха

 определяют влажность воздуха

письменный отчет о проделанной работе 

 04

Электродинамика (21ч)

 04.01

 Электростатика (7ч)

 04.01.01

Тема урока:

Закон Кулона

два вида зарядов, закон сохранения заряда, элементарный заряд, закон Кулона 


объясняют смысл физических величин: элементарный электрический заряд

устный опрос  

 04.01.02

Тема урока:

Напряженность электрического поля 

близкодействие и дальнодействие, напряженность электрического поля, графическое изображение полей

объясняют смысл физических величин: напряженность 

устный опрос  

 04.01.03

Тема урока:

 Работа сил электрического поля

вычисление работы силы электрического поля, ее независимость от формы траектории 


объясняют смысл физических величин: работа силы электрического поля 

устный опрос  

 04.01.04

 Тема урока:

Потенциал


потенциал, разность потенциалов, единица потенциала, связь между разностью потенциалом и напряженностью электрического поля, электрометр 


 объясняют смысл физических величин: потенциал

устный опрос  

 04.01.05

Тема урока:

Проводники в электрическом поле 

напряженность электрического поля внутри металлического проводника, разность потенциалов между точками на поверхности проводника


приводят примеры практического использования законов электродинамики 

 устный опрос 

04.01.06 

Тема урока:

 Электрическая емкость

электрическая емкость, единица емкости, емкость плоского конденсатора, энергия заряженного конденсатора

приводят примеры практического использования законов электродинамики: конденсатор

устный опрос  

 04.01.07

 Тема урока:

Контрольная работа №6

проверка полученных знаний  

применяют полученные теоретические знания для объяснения физических явлений

письменная контрольная работа 

 04.02

Законы постоянного электрического тока (6ч)

 04.02.01

Тема урока:

Электродвижущая сила

условия необходимые для существования электрического тока, электродвижущая сила, напряжение


приводят примеры практического использования законов электродинамики: электрические цепи 

устный опрос  

 04.02.02

 Тема урока:

Закон Ома

закон Ома для участка цепи, сопротивление, закон Ома для полной цепи

объясняют вклад российских и зарубежных ученых оказавших значительное влияние на развитие физики

устный опрос  

04.02.03 

 Тема урока:

Соединение проводников

последовательное и параллельное соединение проводников

приводят примеры практического использования законов электродинамики: электрические цепи  

устный опрос  

 04.02.04

Тема урока:

Лабораторная работа №5

изучение последовательного и параллельного соединения проводников 

проверяют справедливость законов последовательного и параллельного соединения проводников 

письменный отчет о проделанной работе 

 04.02.05

 Тема урока:

Работа и мощность электрического тока

работа тока, закон Джоуля-Ленца, мощность тока, ваттметр


объясняют смысл физических величин: работа тока 

устный опрос  

 04.02.06

 Тема урока:

Контрольная работа №7

 проверка полученных знаний 

применяют полученные теоретические знания для объяснения физических явлений 

 письменная контрольная работа

 04.03

Электрический ток в различных средах (8ч)

 04.03.01

Тема урока:

Электропроводность металлов

электронная проводимость металлов, зависимость сопротивления от температуры, сверхпроводимость

 приводят примеры практического использования законов электродинамики: высокотемпературные проводники

 устный опрос 

 04.03.02

 Тема урока:

Электрический ток в вакууме

термоэлектронная эмиссия, электрический ток в вакууме, диод, электронные пучки, электроннолучевая трубка 

приводят примеры практического использования законов электродинамики: электронно-лучевая трубка

устный опрос  

 04.03.03

Тема урока:

Электропроводимость электролитов 

электролитическая диссоциация, электролиз, закон электролиза, применение электролиза 


приводят примеры практического использования законов электродинамики: электролиз

устный опрос  

 04.03.04

Тема урока:

Электропроводность газов 

несамостоятельный и самостоятельный разряд в газах, виды самостоятельного разряда в газах 


приводят примеры практического использования законов электродинамики: сварка, плавка, газовые лазеры и др.

устный опрос  

 04.03.05

 Тема урока:

Полупроводники

собственная проводимость полупроводников, терморезисторы, примесная проводимость полупроводников 


приводят примеры практического использования законов электродинамики; полупроводниковые приборы 

устный опрос  

 04.03.06

 Тема урока:

Повторение темы «Законы постоянного тока»

повторение и обобщение изученного материала 

используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования бытовых электроприборов 

 устный опрос 

04.03.07

Тема урока:

Повторение темы «Механика»

повторение и обобщение изученного материала 

используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств

устный опрос 

04.03.08

Тема урока:

Повторение курса физики 10 класса

повторение и обобщение изученного материала 

воспринимают и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях 

устный опрос 

04.03.09

Тема урока:

Повторение курса физики 10 класса

повторение и обобщение изученного материала 

воспринимают и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях 

устный опрос 

04.08.10

Тема урока:

Повторение курса физики 10 класса

повторение и обобщение изученного материала 

воспринимают и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях 

устный опрос 




Похожие:

Методы научного познания iconОсновное содержание (140 часов) Физика и методы научного познания (4 часа)
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические...
Методы научного познания iconТема, тип урока
...
Методы научного познания iconПрограмма аспирантского курса (2005/2006 уч год) Тема 1: Предмет и основные концепции современной философии науки
Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии. Эволюция подходов к...
Методы научного познания iconПрограмма вступительных  испытаний ПО биологии  биология как наука.  Методы научного познания  
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения 
Методы научного познания iconРабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень) на 2012-2013 учебный год
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Методы научного познания iconПояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Методы научного познания iconПояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Методы научного познания iconПояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Методы научного познания iconУчебника Тема учебного занятия
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов...
Методы научного познания iconВ наше время, когда наука становится непосредственной 
...
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница