Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии»




Скачать 87.78 Kb.
НазваниеУрока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии»
Дата конвертации09.12.2012
Размер87.78 Kb.
ТипУрок
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,

пока ему не удастся связать воедино разрозненные

факты, им наблюдаемые» Д.Хевеши.
Разработка интегрированного урока по физике в 10 классе
Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии».

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цели урока:

Дидактическая – Создание условий для активизации познавательной

деятельности с помощью метода проблемного изложения

материала , метода ИНСЕРТ и исследовательского метода.

Цели по содержанию:

Образовательная – учащиеся должны иметь целостное представление о мире,

должны знать этапы научного познания.

Развивающаяучащиеся должны совершенствовать логическое мышление,

выражать свои мысли вслух и письменно, научиться

видеть причинно-следственные связи и уметь объяснять их.

Воспитательная – воспитание у учащихся культуры исследовательского

труда, навыков коммуникативного общения.
Задачи урока: 1. Объединить знания, полученные на уроках физики, химии, биологии вокруг некоторых основополагающих понятий этих наук.

2.Раскрыть обаяние науки, глубоко проникнув в тайны природы.

3.Формироватьумение наблюдать, высказывать гипотезу, доказывать или опровергать ее.
Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый,

исследовательский, метод ИНСЕРТ.
Оборудование: таблицы, плакаты, слайдопрезентация.

В кабинете – плакаты с высказываниями великих людей:

  • «Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдается ему…» И.В. Гёте

  • «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» Д. Хевеши

  • «Сведение множества к единому – в этом первооснова Красоты» Пифагор

Стихи должны помочь более эмоциональному восприятию информации:

  • «Не то, что мните вы, природа,
    Не слепок, не бездушный лик.
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.»Ф. Тютчев

  • «Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе» Ф. Тютчев


Главная идея урока: Знания об окружающем мире формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в детском возрасте.
Этапы урока:

I.Ориентационно - мотивационный этап

1. Орг. момент.

Добрый день, ребята! Как настроение? Хорошо! В классе присутствуют все!

Сегодня у нас необычный урок, эпиграфом которого является высказывание: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые», проводим его с учителем биологии и химии.
2. Актуализация знаний.

Сегодня вы побываете в роли бога! Вы можете спросить: «Что же сотворить нам, если уже все создано?».

Да, действительно, как говорит Библия - бог сотворил мир. И ему понадобилось для этого 7 дней:

    1. Свет от тьмы;

    2. Твердь от хляби;

    3. На Земле посадил растения;

    4. Моря заселил тварями;

    5. Леса животными;

    6. Небеса птицами;

    7. Создал человека.

Несмотря на то, что мы это уже знаем, интересно будет посмотреть, как бы вы проделали эту работу? Как вы представляете окружающий нас мир?
Задание группам: нарисовать образ мира.


II.Операционно-исполнительный этап


  1. Проблематизация.

Давайте посмотрим, что у вас получилось: как вы видите окружающие предметы; их взаимодействие; завершен мир или нет?

  1. Целеполагание.

Предметы: солнце, дерево, дом, человек, растение и т.д…….вещество

Энергия: свет, тепло, лучи, движение и т.д……………………энергия

Что же их объединяет? Законы

Задание группам: перечислите законы, которые вы изучаете на химии, физике, биологии.

Физика: законы Паскаля, Архимеда, закон сохранения энергии, закон Ома, законы Ньютона и т.д.

Химия: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон Авогадро и т.д.,

Биология: закон естественного отбора, законы Менделя, закон зародышевого сходства, законы необратимости эволюции и др.

Из всех этих законов можно выбрать основные законы природы, изучаемые различными науками.

Например, закон сохранения и превращения энергии является основой для объяснения явлений, которые изучаются и механикой, и молекулярной физикой, и термодинамикой, и электродинамикой, и химией, и биологией.

(Казалось бы, ничего страшного нет в том, что ученики не могут назвать основные законы природы. Но ведь это означает, что они не понимают роль этих законов в объяснении явлений и фактов, изучаемых на уроках, не обращаются к ним при объяснении физических, химических, биологических явлений, знания о природе у них состоят из множества фактов, явлений, формул, правил, не объединенных на единой основе. В сознании человека знания об окружающем мире не просто преломляются, как «солнце в малой капле воды», они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в детском возрасте.)

То есть цель урока: увидеть причинно-следственные связи при объяснении

явлений; применять основные законы природы;

сформировать целостное представление о мире.

3. Введение нового учебного материала.

Задача урока: нам предстоит выделить логическую закономерность в объяснении явлений природы.

  1. Раздел «Молекулярно-кинетическая теория»

Учитель физики:

Молекулярно-кинетическая теория – одна из фундаментальных научных теорий, утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений, без нее не может обойтись ни одна из естественных наук. О значении этой теории образно сказал известный американский физик Р. Фейнман.

Он задал вопрос: «Какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, содержало бы наибольшую информацию для передачи грядущим поколениям, если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными?»

И сам ответил: «Это – атомная гипотеза: все тела состоят из атомов – частиц, которые находятся в непрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из тел плотнее прижать к другому». В этой фразе содержится огромная информация о мире.

При объяснении большинства физических и химических явлений на уроках физики и химии вы обращались к основным положениям молекулярно-кинетической теории. А какую роль играет эта теория при объяснении биологических явлений?

Учитель биологии:

Каждый живой организм может рассматриваться как водный раствор, вода – поистине живая. Представьте себе, что вы находитесь у озера летом и вам захотелось попить воды. Но прежде вспомните андерсеновскую «Каплю воды»:

«Если через увеличительное стекло посмотреть на каплю воды, взятой из пруда, то увидишь тысячи диковинных зверьков, которых вообще никогда не видно в воде, хотя они, без всякого сомнения, там есть».

Невидимые нами существа без голов, без глаз, без ртов. Как они едят, пьют?

(Питательные вещества, как и вода, в одноклеточные организмы поступают через всю поверхность их тела благодаря явлению диффузии. Без диффузии не обходятся процессы питания и во всех других организмах. Рассмотрим, например, схему всасывания питательных веществ в кишечнике млекопитающих.)

Работа с текстом «Процессы питания и дыхания» - физическое явление?

Метод ИНСЕРТ.

Учитель физики:

Итак, мы убедились, что без диффузии… Каким вообще был бы мир без диффузии? Прекратись тепловое движение частиц – и вокруг все станет мертвым. Превратятся в безжизненные, оледеневшие фигуры растения, животные. Не станет вокруг Земли атмосферы – с прекращением теплового движения молекулы воздуха притянутся к Земле. Вокруг ни звука, ни ветра.. На черном небе еще несколько минут будет видно Солнце – столько, сколько времени будут идти от него последние лучи… Какая страшная сказка! Хорошо, что она невозможна даже в мыслях, потому что мы знаем – тепловое движение частиц в окружающем мире вечно.

2.Раздел «Закон сохранения массы вещества»

Учитель химии:

Этот закон – первый закон сохранения в истории науки, он утверждал важнейшую научную идею – идею сохранения. Закон сохранения массы веществ неразрывно связан с именем выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова, который им был экспериментально доказан на основе опытов по обжигу металлов в запаянных сосудах.

Учитель биологии:

Совершим небольшой экскурс в историю: именно представления о сохранении массы вещества, которые бытовали в науке еще до открытия закона сохранения массы вещества, помогли опровергнуть господствовавшее на протяжении многих веков в науке мнение, что земля – единственная пища растений. Сделал это голландский естествоиспытатель Гельмонт. Его знаменитый опыт длился 5 лет. В горшок насыпали тщательно просушенную и взвешенную землю. В нее посадили тщательно взвешенную ветку ивы. Горшок был накрыт крышкой, чтобы в него не попадали пыль и сор, иву поливали дождевой водой. Через 5 лет растение увеличило свою массу на 65,675 кг, а масса земли в горшке уменьшилась только на 60 г. Таким образом, земля никак не могла являться единственной пищей растений. Этот опыт дал толчок к проведению множества других опытов, благодаря которым была раскрыта сущность фотосинтеза.

Работа по слайдам методом «эвристической беседы»

  • Цель: объяснить фотосинтез с точки зрения «сторонников биологии, химии, физики»

  • Показать, что явления природы не происходят обособлено, а взаимосвязаны друг с другом.

  • Закон сохранения массы вещества является основным, поэтому он работает в любой науке.

3.Раздел «Закон сохранения энергии»

Учитель физики:

Закон сохранения энергии является также фундаментальным. Его можно применять к тепловым процессам, механическим и так далее. Я предлагаю этот закон сформулировать с точки зрения биолога, (слайдопрезентация)

Энергия на Землю поступает от Солнца. Откуда она возникает? Как проходит через атмосферу? Какие процессы запускает на Земле?

Чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование. Будем следовать за лучиком солнечного света. Определение проблемы по слайдопрезентации.

  • Цель: построить логическую цепочку превращений энергии в земных процессах;

  • Увидеть цикличность этих превращений;

  • Уметь разбирать их с точки зрения физики, биологии, химии.

На Землю попадает лишь около одной половины миллиардной доли всей энергии Солнца. Но именно благодаря этой энергии на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры, развивалась и развивается жизнь. Вся энергия, скрытая в горючих ископаемых (нефти, угле, торфе, газе), - тоже изначально энергия Солнца. Излучает же Солнце свою энергию во всех длинах волн. Но по-разному. 48% энергии излучения приходится на видимою область спектра, а максимум соответствует желто-зелёному цвету. Около 45% энергии, теряемой Солнцем, уносят инфракрасные лучи. Как видите, на гамма-лучи, рентгеновское, ультрафиолетовое и радио излучение приходится лишь 8%. Однако излучение Солнца столь сильно в купе с различными потоками заряженных частиц (солнечным ветром), что оно очень ощутимо на расстояниях даже в сотни солнечных радиусов. От вредного влияния излучения Солнца нас защищает магнитосфера и атмосфера Земли.

Метод: продолжение предложения

III. Рефлексивно-оценочный этап


    1. Обсуждение результатов исследования.

Каждая группа представляет отчет по результатам решения исследовательских задач.

    1. Обобщение материала.

Учащимся предлагается сделать вывод о «перекрестках физики, химии, биологии» при объяснении явлений природы.

3. Контроль знаний.

Творческие качественные задачи.

4. Рефлексия деятельности учащихся.

Обсуждаем с учащимися их «бортовые журналы»

5.Домашнее задание.

Урок окончен. Спасибо вам за урок! До свидания!

Литература

  1. Перышкин, А.В., Гутник, Е.М. Физика 9 кл. Учебник. М.: Дрофа, 2005.

  2. Волков, В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В.Громова и А.В.Перышкина: 9 класс. – 2-е изд., - М.: ВАКО, 2007.

  3. Марон, А.Е. Физика. 9 класс: Уч.-мет.пособие. – М.: Дрофа, 2006.

  4. Нижегородская инновационная школа. Выпуск 3. Нижний Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006 .

Похожие:

Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconЛекции Тема урока
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconТема урока, 
Тема 1 «Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии» (2 часа)
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconПрограмма элективного курса по физике 11 класс «мы и гравитация»
«Мы и Гравитация» построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках физики, математики, географии, химии, биологии,...
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconУрок в 7 классе по физике Тема урока: «Почему тела держатся на воде»
Какой вы знаете опыт, с помощью которого можно определить значение архимедовой силы?
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconУрока по физике в 7 классе Тема: Действие жидкости на погруженные в нее тела. Архимедова сила
Задачи урока: ознакомить школьников с новым физическим явлениям- действием жидкости на погруженное в нее тело; изучить закон Архимеда;...
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconУрок физики в 9 классе. Тема: Реактивное движение
Цель урока: ознакомить учащихся с реактивным движением и историей развития космонавтики, показать роль советских ученых в развитии...
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconСеминар в 10 классе по теме: Применение закона Ома в биологии, географии и химии
Межпредметный семинар в 10 классе по теме: Применение закона Ома в биологии, географии и химии
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconУрок по общей биологии в 11 классе «Дело академика Вавилова»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе «Дело академика Вавилова» («Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова»)
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconКонспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Целое больше суммы его частей»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Целое больше суммы его частей» («Характеристика и разнообразие...
Урока по физике в 10 классе Тема: «Перекрестки физики, химии и биологии» iconРабочая программа по физике в 10 классе. Составитель: Вязов Василий Валерьевич
Программа предназначена для изучения физики в 10 классе средней общеобразовательной школы
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница