Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей 




Скачать 31.71 Kb.
PDF просмотр
НазваниеМуниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей 
Дата конвертации09.12.2012
Размер31.71 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное автономное образовательное учреждение  
дополнительного образования детей 
 
Центр дополнительного образования детей «СТРАТЕГИЯ» 
 
 
 
 
 
 
Рассмотрено на заседании кафедры 
естественно-географических дисциплин  
протокол № ____ от «___» ________ 2012 г. 
 
 
 
 
Рабочая программа 
по направлению 
«Химия. 8 (9) класс» 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программу разработал преподаватель 
Копаева Наталья Анатольевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Липецк 2012 

Пояснительная записка 
 
Химические  олимпиады  разного  уровня  являются  неотъемлемой  часть 
химического  образования,  которые  помогают  раскрывать  потенциальные  
возможности  одаренных  детей.  Для  успешного  участия  в  соревновательных 
мероприятиях  такого  рода  необходимы  глубокие  знания  предмета,  творческое 
мышление  и  наличие  химической  интуиции,  которые  приобретаются  в 
результате 
долгой, 
целенаправленной 
планомерной, 
индивидуальной 
подготовки талантливых детей. 
Поэтому,  занятия  по  химии  с  детьми  в  Центре  дополнительного 
образования детей «Стратегия» направлены на достижения следующих целей: 
  освоение  основных  понятий  и  законов  химии,  лежащих  в  основе 
химических превращениях; 
  привлечение  учащихся  к  углубленному  изучению  химии,  стремлению 
получать новые знания и совершенствовать  уже имеющиеся; 
  овладение 
умениями 
наблюдать 
химические 
явления, 
проводить 
химический  эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических 
формул веществ и уравнений химических реакций; 
  развитие  устойчивого  научного  интереса  к  химии  и  получению 
фундаментального химического образования; 
  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в 
процессе 
проведения 
химического 
эксперимента, 
самостоятельного 
приобретения  знаний  в  соответствии  с  возникающими  жизненными 
потребностями; 
  развитие  творческих способностей и интереса к научной деятельности; 
  воспитание  уважительного  отношения  к  химии  как  к  одному  из 
фундаментальных 
компонентов 
естествознания 
и 
элементу 
общечеловеческой культуры.  
 

 

Цели и задачи направления 
 
 

Цели  направления  заключаются  в  изучении  основных  законов  и 
понятий  химии,  изучении  основных  закономерностей  протекания  химических 
процессов, 
важнейших 
классов 
неорганических 
веществ 
и 
теории 
электролитической 
диссоциации, 
рассмотрение 
основных 
законов 
электрохимических превращений. 
 
       При изучении данного курса  необходимо решить следующие задачи
1.  Закрепить  умения  и  навыки  самостоятельно  работать  с  учебной  и 
справочной литературой по химии.  
2.  Закрепить  умения  и  навыки    решения    расчетных  и  качественных  задач, 
упражнений  по  данным  разделам  химии  различных  типов  и  уровней 
сложности. 
3.  Закрепить умения и навыки  решения задач повышенной сложности. 
4.  Овладение  навыками  мыслительного  эксперимента,  а  также  техникой 
экспериментальных исследований по обнаружению и разделению веществ. 
5.  Закрепить  знания  и  умения,  дающие  возможность  вести  проектно-
исследовательскую деятельность, успешно участвовать в олимпиадах.  
6.  Продолжить  развивать  логическое  мышление,  аналитический  ум,  умения 
анализировать и делать выводы.  
Программой 
курса 
предусмотрено 
чтение 
лекций, 
проведение 
семинарских  занятий,  осуществление  текущего  контроля  (в  виде  написания 
контрольных 
работ). 
Изучение 
курса 
предусматривает 
активную 
самостоятельную работу школьников в форме решения задач.  
  
Учащиеся должны знать и уметь: 
 
1.  Знать основные понятия и методы общей и неорганической химии. 
2.  Знать  основные  свойства  химических  элементов  и  их  соединений. 
Связывать  свойства соединений с положением составляющих их элементов 
в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. 
3.  Знать  пути  расчета  энергетических  характеристик  химических  процессов, 
определение  направления  и  глубины  их  протекания,  способы  расчета 
химических  равновесий  по  известным  исходным  концентрациям  и 
константе равновесия.  
4.  Знать теории химической связи. 
5.  Знать  основу  теории  строения  неорганических  веществ,  основные  типы  и 
современную номенклатуру неорганических соединений. 
6.   Писать  уравнения  химических  реакций  и  расставлять  стехиометрические 
коэффициенты в уравнениях химических реакций. 
7.  Решать расчетные задачи и упражнения по темам данной программы разных 
типов и уровня сложности. 
8.  Решать расчетные задачи и упражнения повышенной сложности. 

 

9.  Писать продукты в окислительно-восстановительных реакциях методом 
электронного баланса. 
10. Правильно применять основные понятия  и законы химии при решении  
нестандартных задач. 
 

 

Тематический план направления 
 
Кол-
№ 
Название разделов и тем направления 
Дата 
во 
темы 
часов 
Написание вступительной контрольной 
1. 
январь 

работы 
2.  
Анализ заданий  вступительной к/р 
январь 

3. 
Основные понятия и законы химии 
январь 

4. 
Газовые законы 
январь 

5. 
Моль. Закон Авогадро 
 февраль 

Химические уравнения. Расчеты по 
6. 
февраль 

химическим уравнениям 
7. 
 Текущий контроль знаний 
февраль 

Строение атома. Химический элемент. 
8. 
февраль 

Изотопы  
9. 
Атомные орбитали. Принципы их заполнения 
февраль 

10. 
Электронные формулы атомов и ионов 
март 

11. 
Ядерные реакции. Радиоактивность 
март 

12. 
Химическая связь. Кристаллические решетки 
март 

13. 
Скорость химической реакции 
март  

14. 
Химическое равновесие 
март 

15. 
Классификация неорганических соединений.  
март 

16. 
Простые вещества.  Металлы и неметаллы 
март -апрель 

17. 
ВКНС. Оксиды 
апрель 

18. 
ВКНС. Основания 
апрель 

19. 
ВКНС. Кислоты 
апрель 

20. 
ВКНС. Соли 
май 

21. 
Генетическая связь между классами  
май 

22. 
Текущий контроль знаний 
май 

23. 
Вода как растворитель. Химические свойства 
май 

Растворы. Классификация. Процесс 
май 
24. 

растворения. Тепловые эффекты растворения 
25. 
Массовая доля. Молярная концентрация 
май-сентябрь 

26. 
Мольная доля. Объемная доля 
сентябрь 

Теория электролитической диссоциации.   
сентябрь 
27.  

 
Диссоциация воды. Ионное произведение 
сентябрь 
28. 

воды 
29. 
Водородный показатель. Реакция среды 
сентябрь 

Ионные реакции в растворах 
сентябрь-
30. 

октябрь 
31. 
Гидролиз солей 
 
октябрь 


 

32. 
Решение расчетных задач 
октябрь 

Качественные реакции 
октябрь-
33. 

ноябрь 
34. 
Практическая работа 
ноябрь 

35. 
 Текущий контроль знаний 
ноябрь 

36. 
ОВР. Классификация ОВР 
ноябрь 

37. 
Метод электронного баланса 
ноябрь 

Влияние среды растворов на протекание 
ноябрь 
38. 

реакций 
39. 
Составление продуктов ОВ реакций 
декабрь 

40. 
Решение расчетных задач 
декабрь 

41. 
Обобщение пройденного материала 
декабрь 

42. 
Текущий контроль  знаний 
декабрь 

43. 
 Итоговая контрольная работа 
декабрь 

44. 
Анализ итоговой контрольной работы 
декабрь 

 
Всего 
 
144 
 

 

Содержание направления 
 
 Тема 1.  Основные химические понятия и законы 
Понятие  о  молекуле,  атоме,  химическом  элементе.  Относительные 
атомные  и  молекулярные  массы.  Количество  вещества.    Моль.  Закон  и  число 
Авогадро.  Молярная  масса,  молярный  объем.    Закон  постоянства  состава.  
Химические формулы и расчеты по ним. Расчеты по химическим уравнениям. 
 Тема 2. Строение атома 
Строение  атома.  Модели  атома  Резерфорда  и  Бора.  Корпускулярно-
волновой 
дуализм 
микрочастиц. 
Изотопы. 
Аллотропия. 
Понятие 
о 
радиоактивности.      Ядерные  реакции.  Атомные  орбитали.  Принципы  их 
заполнения. Электронные формулы атомов и ионов. 
Тема 3.  Химическая связь 
Основные  типы  химической  связи.  Ковалентная  связь  (полярная  и 
неполярная). Два механизма образования ковалентной связи. Полярность связи 
и  полярность  молекул.  Пространственное  строение  молекул.  Механизм 
образования  ионной  связи.  Металлическая  связь.  Виды  межмолекулярного 
взаимодействия,  водородная  связь.  Тип  связи  и  положение  элемента  в 
периодической  системе.  Агрегатные  состояния  веществ.  Атомные,  ионные, 
молекулярные и металлические  кристаллические решетки. Свойства веществ с 
различным типом решеток.  
Тема 4. Скорость химических реакций. Химическое равновесие 
 
 Скорость  химических  реакций  в  гетерогенной  и  гомогенной  системах. 
Факторы,  влияющие  на  скорость  гомогенной  реакции.  Закон  действия  масс. 
Энергия  активации.  Гомогенный  и  гетерогенный  катализ.  Обратимые  и 
необратимые  реакции.  Химическое  равновесие.  Константа  химического 
равновесия.  Факторы,  влияющие  на  смещение  химического  равновесия. 
Принцип Ле Шателье. Тепловой эффект химической реакции. Экзотермические 
и эндотермические реакции. Закон Гесса.  
Тема 5.  Важнейшие классы неорганических соединений 
Оксиды,  основания,  кислоты,  соли.  Определение.  Классификация. 
Способы  их  получения  и  химические  свойства.  Генетическая  связь  между 
классами  неорганических  соединений.  Таблица  растворимости  кислот, 
оснований  и  солей  в  воде.  Представители  кислот:  серная,  соляная  и  азотная. 
Понятие  о  качественных  реакциях.  Индикаторы.  Изменение  окраски 
индикаторов.  Амфотерность. 
Тема 6. Растворы. Теория электролитической диссоциации 
Вода  и  ее  свойства.  Амфотерность  воды.  Растворы.  Классификация 
растворов.  Идеальные  и  реальные  растворы.  Растворимость.  Процессы, 
протекающие  при  растворении.  Растворение  и  кристаллизация  как  обратимый 
процесс.  Насыщенные,  перенасыщенные  и  ненасыщенные  растворы.  Тепловые 
эффекты растворения. Концентрация растворов и способы ее выражения. ТЭД. 
Основные  положения  ТЭД.  Электролиты  и  неэлектролиты.  Степень 
диссоциации.  Константа  диссоциации.  Сильные  и  слабые  электролиты.  

 

Электролитическая 
диссоциация 
воды. 
Ионное 
произведение 
воды. 
Водородный  показатель  и  реакция  среды.        Ионные    уравнения  реакций. 
Гидролиз солей.        
Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции 
Классификация 
ОВР. 
Степень 
окисления 
элемента. 
Важнейшие 
окислители и восстановители. Процессы окисления и восстановления. Влияние 
среды  на  направление  ОВР.  Метод  электронного  баланса.  Метод  ионно-
электронного  баланса.  Гальванический  элемент.  Ряд  напряжения  металлов. 
Электролиз растворов и расплавов электролитов. 

 

Литература 
 
Основная: 
1.  Кузьменко  Н.Е.,  Еремин  В.Б.,  Попков  В.А.  Начала  химии.  -М.:  Экзамен, 
2002г. 
2.  Кузьменко  Н.Е.,  Еремин  В.Б.  2500  задач  по  химии  с  решениями.  -М.: 
Оникс 21 век, 2002г. 
3.  Лунин  В.В.,  Архангельская  О.В,  Тюльков  И.А.Химия.  Всероссийские 
олимпиады. -М.: Просвещение, 2010г. 
4.  Школьные  учебники  по  химии.  Габриелян  О.С.  Химия.  –М.:  Дрофа, 
2003г. 
5.  Н.Е.Кузнецова,  А.Н.Левкин.  Задачник  по  химии.  8  класс.  М.:  «Вентана-
Граф», 2011г. 
6.  Доронькин  В.Н,  Бережная  А.Г,  Сажнева  Т.В,  Февралева  В.А.  Химия. 
Сборник олимпиадных задач. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2009г. 
7.  Еремина  Е.А.,  Еремин  В.В.,    Кузьменко  Н.Е.  Справочник  школьника  по 
химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 1997г. 
 
Дополнительная: 
1.  Литвинова  Т.Н.,  Мельникова  Е.Д.,  Соловьева  М.В.,  Ажипа  Л.Т., 
Выскубова  Н.  К.  Химия  в  задачах  для  поступающих  в  вузы.  -М.:  Оникс, 
2009г. 
2.  Оржековский  П.А.,  Медведев  Ю.Н.,  Чураков  А.В.,  Чуранов  С.С. 
Школьная  олимпиада.  Химия:  Задачи  с  ответами  и  решениями.  -М.: 
Астрель, 2004г. 
 

 


Похожие:

Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconМуниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей 

Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconМуниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей 

Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconМуниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей 
Однако  возникает  вопрос  структуры  и  содержания  подготовки учащихся по отдельным предметам. 
Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconМуниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей 
...
Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconУправление образования администрации го коломна муниципальное автономное образовательное учреждение
Программа информатизации муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского...
Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  icon1. Наименование муниципальной услуги       Предоставление  дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  Капустиноярский
Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconРуководитель Директор дюц
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Прометей»
Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconПрограмма рассмотрена и утверждена на собрании педагогического коллектива 10. 01. 2012г
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconПояснительная записка Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное автономное образовательное учреждение   дополнительного образования детей  iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Отдела социальной адаптации и реабилитации в своем нынешнем виде существует с сентября 2009 года
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница