Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в 




Скачать 33.79 Kb.
PDF просмотр
НазваниеУмений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в 
Дата конвертации09.12.2012
Размер33.79 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное автономное образовательное учреждение  
дополнительного образования детей 
 
Центр дополнительного образования детей «СТРАТЕГИЯ» 
 
 
 
 
 
Рассмотрено на заседании кафедры 
физико-математических и компьютерных 
дисциплин  
протокол № ____ от «___» ________ 2012 г. 
 
 
 
 
 
 
Рабочая программа 
по направлению 
«Физика. 10 (11) класс» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программу разработал преподаватель 
Москалев Александр Николаевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Липецк 2012

Пояснительная записка 
 
Работа с детьми, уровень знаний и умений которых отличается, в лучшую 
сторону, от  уровня знаний и умений большинства школьников – задача важная 
и  трудоемкая.  Большинство  учебных  заведений  пошли  по  пути  создания  про-
фильных  классов:  гуманитарных,  политехнических,  физико-математических  и 
т.п.  Однако  это  не  решает  всех  проблем,  связанных  с  углублением  знаний  и 
умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в 
специализированные  высшие  учебные  заведения.  Это  относится  и  к  обучению 
физике.  Система  дополнительного  образования  вносит  значительный  вклад  в 
решение  данной  проблемы.  Однако  возникает  вопрос  структуры  и  содержания 
подготовки учащихся по отдельным предметам. 
Данная рабочая программа по физике для 10 класса рассчитана на работу 
с детьми в течение 1 календарного года. 
Поскольку занятия начинаются с января, то возникает необходимость по-
вторения  и  углубления  учебного  материала,  пройденного  школьниками  за 
первую половину учебного года. Учитывая, что после летних каникул учащиеся 
будут  учиться  в  11  классе,  программа  предусматривает  углубленное  изучения 
механики в первом полугодии.  
Каждая тема завершается практической и проверочной работами, которые 
помогают  формировать  умения  пользоваться  физическим  оборудованием,  са-
мостоятельно принимать решения и применять имеющиеся знания в практиче-
ской деятельности. 
Содержание этой программы согласуется с примерной программой по фи-
зике, составленной на основе федерального компонента, программой по физике 
для Участников Всероссийской олимпиады школьников (2009/10 учебный год). 

 

Цели и задачи направления 
 
Основная  цель  обучения  –  подготовка  школьников  к  участию  в  физиче-
ских олимпиадах и конкурсах различного уровня.  
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-
чи: 
1.  Убедиться в достаточном уровне подготовленности учащихся по физике. 
2.  Углублять  знания  по  вопросам,  изучаемым  в  10  классе,  в  соответствие  с 
программой курса физики основной школы. 
3.  Формировать умения учащихся применять полученные знания при решении 
физических задач повышенного  и высокого  уровня, имеющих статус олим-
пиадных;  научить  школьников  находить  творческие,  нестандартные  реше-
ния физических проблем. 
4.  Продолжить формирование  умений работать с физическим оборудованием, 
измерять  физические  величины,  планировать  и  проводить  эксперименталь-
ные исследования и на их основе делать выводы. 
5.  Принимать участие в физических олимпиадах и конкурсах для учащихся 10 
классов. 
6.  Поддерживать у учащихся устойчивый познавательный интерес к изучению 
физики. 
7.  Убедиться  в  достижении  поставленной  цели,  анализируя  результаты  олим-
пиад и итоговой контрольной работы. 

 

Тематический план направления 
 
№ 
Кол-во 
Название разделов и тем направления 
Дата 
темы 
часов 
Написание вступительной контрольной рабо-
1. 
январь 

ты 
ТЕМА1. Кинематика 
Механическое  движение  и  его  относитель-
ность.  Способы  описания  механического 
2. 
январь 

движения.  Перемещение,  скорость,  ускоре-
ние.  
Уравнения прямолинейного равномерного и 
3. 
январь 

равноускоренного движения 
Движение  по  окружности  с  постоянной  по 
4. 
модулю 
скоростью. 
Центростремительное 
 

ускорение.  
5. 
Самостоятельная работа № 1 
февраль 

ТЕМА 2. Динамика 
Законы  динамики  Ньютона  и  границы  их 
6. 
применимости. Инерциальные системы отсче-
февраль 

та. Принцип относительности Галилея.  
Силы тяжести, упругости, трения. Закон все-
7. 
мирного тяготенияЗаконы Кеплера. Вес и 
февраль 

невесомость. 
Законы сохранения импульса и механической 
8. 
февраль 
 
энергии. 
Момент  силы.  Условия  равновесия  твердого 
9. 
февраль 

тела.  
Механические колебания. Амплитуда, период, 
частота, фаза колебаний. Уравнение гармони-
10. 
февраль 

ческих колебаний. Свободные и вынужден-
ные колебания. РезонансАвтоколебания. 
Механические  волны.  Поперечные  и  про-
дольные  волны.  Длина  волны.  Уравнение 
11. 
гармонической  волны.  Свойства  механиче-
 

ских волн: отражение, преломление, интерфе-
ренция, дифракция.   Звуковые волны. 
Давление.  Закон  Паскаля.  Закон  постоянства 
12. 
потока  жидкости  в  трубе.  Уравнение  Бернул-
 

ли. 
13. 
Самостоятельная работа № 2 
февраль 

Участие в олимпиаде 1 
февраль - 
14. 

март 

 

ТЕМА 3. Молекулярная физика 
Основные положения МКТ и их опытное 
обоснование. Усреднение скоростей молекул. 
15. 
Силы межмолекулярного взаимодействия. 
март 

Закон Авогадро, масса и размеры молекул, 
число Авогадро. 
Модель идеального газа. Температура, прин-
цип построения температурной шкалы Цель-
16. 
март 

сия. Абсолютный нуль температуры, шкала 
Кельвина, ее связь со шкалой Цельсия. 
Зависимость средней кинетической энергии 
молекул от числа степеней свободы молеку-
17. 
март 

лы, равномерное распределение энергии по 
степеням свободы.  
Уравнение Менделеева-Клапейрона. Опыты 
Бойля, закон Бойля—Мариотта. Закон Гей-
18. 
Люссака. Объединенный газовый закон как 
март 

следствие законов Бойля—Мариотта и Гей-
Люссака. Закон Шарля. Закон Дальтона. 
19. 
Самостоятельная работа № 3 
 

ТЕМА 4. Термодинамика 
Внутренняя энергия. Два способа изменения 
внутренней энергии — теплопередача и рабо-
20. 
та. Количество теплоты. Понятие теплоемко-
март 

сти, удельная и молярная теплоемкости. 
Уравнение теплового баланса. 
Первое начало термодинамики для различных 
процессов.  Работа газа, вычисление работы 
газа при переменном давлении (использова-
ние графика зависимости p(V)). Термодина-
21. 
мическое рассмотрение изотермического, 
март 

изобарного и изохорного процессов с нахож-
дением теплоемкостей идеального газа в этих 
процессах. Уравнение Майера. Адиабатный 
процесс. 
Тепловая машина (принципиальная схема 
действия), холодильная машина. КПД тепло-
вой машины. Необратимость тепловых про-
22. 
 

цессов в природе. Второе начало термодина-
мики. КПД тепловых машин. Цикл Карно и 
теорема Карно.  
Уравнение Ван-дер-Ваальса, изотермы реаль-
23. 
ного газа. Критическое состояние, критиче-
 

ская температура. Насыщенный пар, динами-

 

ческое равновесие между жидкостью и па-
ром. Влажность воздуха (абсолютная и отно-
сительная), способы измерения влажности. 
Кипение, зависимость температуры кипения 
от давления в жидкости. Удельная теплота 
парообразования. 
Переход жидкости в твердое состояние. 
Плавление, возгонка, сублимация. Диаграм-
мы состояния, тройные точки. Удельная теп-
лота плавления, изменение объем; при плав-
24. 
лении и затвердевании. Влияние давления на 
 

температуру плавления. Пластическая де-
формация твердых тел, диаграмма растяже-
ния предел прочности, пластичность, хруп-
кость. Жидкие кристаллы, аморфные тела. 
Поверхностная энергия и стремление к ее 
уменьшению. Сила поверхностного натяже-
ния, коэффициент поверхностного натяже-
25. 
ния, способы его экспериментального нахож-
 

дения. Смачивание и несмачивание, краевой 
угол. Капиллярные явления. Формула Лапла-
са. Капилляры в природе и технике.  
26. 
Самостоятельная работа № 3 
март 

ТЕМА 5. Электростатика 
Строение атома, заряженные частицы в ве-
ществе, опыты по определению элементар-
ного заряда. Закон сохранения электрическо-
27. 
го заряда. Закон Кулона. Свободные и свя-
март 

занные заряды, проводники и диэлектрики. 
Электризация тел. Проводники в электриче-
ском поле. 
Электроемкость уединенного проводника. 
Конденсатор — прибор для накапливания за-
ряда, устройство конденсаторов. Электроем-
28. 
март 

кость плоского конденсатора. Энергия элек-
трического поля конденсатора, плотность 
энергии электрического поля. 
29. 
Самостоятельная работа № 4 
апрель 

Участие в олимпиаде 2 
март - ап-
 

рель 
ТЕМА 6. Постоянный ток 
Закон Ома для участка цепи, не содержащего 
30. 
источника тока, Сопротивление, удельное со-
апрель 

противление. Параллельное и последователь-

 

ное соединение проводников. 
Сторонние силы. ЭДС, знак ЭДС. Закон Ома 
для участка цепи, содержащего ЭДС, удель-
31. 
апрель 

ное сопротивление вещества. Границы при-
менимости закона Ома. 
Закон Ома для полной цепи. Правила 
32. 
Кирхгофа. Зависимость сопротивления от 
апрель 

температуры.  
Работа и мощность электрических и сторон-
апрель – 
33. 
них сил на участке цепи. Закон Джоуля—

май  
Ленца. КПД электрической цепи. 
Природа тока в электролитах, механизм элек-
тролитической диссоциации. Выполнение за-
кона Ома в электролитах. Законы Фарадея 
для электролиза. Применение электролиза в 
34. 
технике. Ионизация и рекомбинация. Несамо-
май 

стоятельный разряд в газе, ток насыщения. 
Самостоятельный разряд. Тлеющий, искро-
вой, коронный и дуговой разряды.  Понятие о 
плазме.  
35. 
Самостоятельная работа № 5 
май 

ТЕМА 7. Магнитные явления 
Способность движущихся зарядов к магнит-
ному взаимодействию, опыт Эрстеда. Сила 
Лоренца, индукция магнитного поля. Линии 
36. 
магнитной индукции. Замкнутость магнитных 
сентябрь 

линий. Сила Ампера. Поведение рамки с то-
ком в магнитном поле, магнитный момент 
контура с током.  
Магнитное поле бесконечного прямого тока, 
кольцевого тока и соленоида. Взаимодей-
ствие токов, определение единицы силы тока 
37. 
сентябрь 

в СИ. Принцип действия электроизмеритель-
ных приборов. Электродвигатель постоянно-
го тока. 
Возникновение ЭДС в проводниковой рамке 
с движущейся стороной в магнитном поле, 
выражение этой ЭДС через изменение потока 
38. 
вектора магнитной индукции. Электромаг-
сентябрь 

нитная индукция в неподвижном контуре, 
опыты Фарадея, закон электромагнитной ин-
дукции. 
Объяснение Максвеллом электромагнитной 
39. 
октябрь 

индукции в неподвижном контуре, вихревое 

 

электрическое поле. Правило Ленца, энерге-
тическое объяснение правила Ленца. Токи 
Фуко. 
Самоиндукция, индуктивность, явления при 
замыкании и размыкании цепи, содержащей 
индуктивность. Энергия магнитного поля. 
40. 
ноябрь 

Плотность энергии магнитного поля. Связь 
между переменным электрическим и пере-
менным магнитным полями.  
41. 
Самостоятельная работа № 6. 
ноябрь 

Участие в олимпиаде 3 
октябрь - 
42. 

ноябрь 
Участие в олимпиаде 4 
ноябрь - 
43. 

декабрь 
43. 
Итоговая контрольная работа 
декабрь 

 
Всего 
144 

 

 Рекомендованная литература 
 
1.  Баканина  Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Под ред. С.М. Козела.  Сбор-
ник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. Изуч. физики в 10-11 кл. обще-
образоват. учреждений. - М.: Просвещение,  1995. 
2.  Балаш  В.А.  Задачи  по  физике  и  методы  их  решения.  -  М.:  Просвещение, 
1983. 
3.  Бендриков  и  др.  Задачи  по  физике  для  поступающих  в  вузы.  -  М.:  Наука, 
1992. 
4.  Бутиков  Е.И.,  Быков  А.А.,  Кондратьев  А.С.  Физика  для  поступающих  в  ву-
зы. - М.: Наука, 1978. 
5.  Буховцев  В.В.  и  др.  Сборник  задач  по  элементарной  физике.  -  М.:  Наука, 
1972. 
6.  Вятчанин  С.П.  Физика.  Тесты  для  старшеклассников  и  абитуриентов.  2-е 
изд., стер.- М: Изд. Отдел УНЦ ДО, 2002. 
7.   Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. - М.: Высшая школа, 
1995. 
8.  Гофман Ю.В. Законы, формулы, задачи физики. Справочник. - Киев, Науко-
ва думка, 1977. 
9.  Гурский  И.  П.  Элементарная  физика  с  примерами  решения  задач.  -  М.: 
Наука, 1995. 
10. Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др.; Под ред. А.А. Пинского. 
Физика:  Учебное  пособие  для  11  кл.  шк.  и  классов  с  углубленным  изучением 
физики. – М : Просвещение, 1994. 
11. Дик Ю.И., Кабардин О.Ф., Орлов В.А. и др.; Под ред. А.А. Пинского. Физи-
ка:  Учебное пособие для 10  кл. шк. и классов с  углубленным изучением физи-
ки. – М: Просвещение, 1993. 
12. Зубов В.Г., Шальнев В.П. Задачи по физике. - М.: Наука, 1972. 
13.  Кобушкин  В.К.  и  др.  Методы  решения  задач  по  физике.  -  Л.:  Изд-во  ЛГУ, 
1972. 
14. Кабардин О.Ф.  Физика: Справ. Материалы: Учеб. пособие для учащихся. – 
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. 
15. Мясников  С.П.,  Осанова  Т.Н.  Пособие  по  физике.  -  М.:  Высшая  школа, 
1988. 
16. Рымкевич  А.П.  Сборник  задач  по  физике  для  9-11кл..  –  М.:  Просвещение, 
1996. 
17. Москалев А.Н., Никулова Г.А. Методы решения задач. –М. Дрофа, 2010. 
18. Москалев  А.Н.,  Никулова  Г.А.  Готовимся  к  единому  государственному  эк-
замену. –М. Дрофа, 2008. 

 


Похожие:

Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconНа конкурс «Содержание, технологии и методики подготовки к егэ и предметным олимпиадам». В номинации
Карточка №8. Том 1, часть 1, глава 4, с. 25. Какие вопросы решали гости в салоне Анны Павловны Шерер? Вопрос о Наполеоне
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconРабочая программа кружка «Занимательная физика»
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, и основана на интеграции физики, биологии и географии. Ведущая идея программы – показать единство природных...
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconЛекции по избранным разделам математики и физики читают преподаватели мфти, мгу и специализированных школ Москвы признанные эксперты егэ, обладающие большим опытом и эффективными методиками подготовки к егэ и олимпиадам
Московская государственная академия водного транспорта и Подготовительные курсы журнала «Потенциал»
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconУрок рассчитан на 1 ч 20 мин. П л а н Представление команд. Конкурс «Знатоки»
Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об основных...
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconПрограмма элективного курса по физике для 11 класса в рамках подготовки к егэ. Срок реализации данной программы 2012-2013 учебный год Программа составлена на основе элективного курса «Подготовка учащихся 11 класса к егэ»
Целью егэ является дифференцированная диагностика степени освоения вопросов школьной программы по физике и наличия знаний, навыков...
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconИспользование тестов на уроках физики с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
О изучения учащимися фундаментальных физических теорий с опорой на соответствующий математический аппарат. С каждым годом растут...
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconПрограммно-методическое пособие элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка)
Предполагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconОписание дистанционного курса Расчётные задачи по химии
Цель : Формирование у учащихся умений и навыков решения задач по химии различных типов
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconРекомендации для подготовки к поступлению в Саратовский военный институт внутренних войск мвд
Методические рекомендации предназначены для проведения военно-профессиональной ориентации молодежи в Саратовский военный институт...
Умений  учащихся,  подготовки  их  к  предметным  олимпиадам,  поступлению  в  iconУрок формирования экспериментальных умений учащихся лабораторная работа №6 «Изучение изотермического процесса в газе»
Цель: Обеспечить выполнение обучающимися экспериментальных исследований изопроцессов в газах
Разместите кнопку на своём сайте:
zakon.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©zakon.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Zakon
Главная страница